МААМ-картинки

Деятельность детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Республики Татарстан

Дучицкая Евгения Валерьевна
Деятельность детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Республики Татарстан
▼ Скачать +Заказ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 298»

Советского района г. Казани

Сообщение из опыта работы на тему:

«Деятельность детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Республики Татарстан»

Подготовила воспитатель:

Дучицкая Евгения Валерьевна

г. Казань

2022 г.

Публикация «Деятельность детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Республики Татарстан» размещена в разделах

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека.» именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре народов, проживающих в Республике Татарстан.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что мне, как воспитателю, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки народов, проживающих в республике до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, театра, музыки.

Очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре. А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи я выбрала: «Приобщение детей к устному народному творчеству как средству приобщения дошкольников к народной культуре и традициям»

Остановлюсь на том, как я провожу работу по знакомству детей с устным народным творчеством татарского народа. Эту работу по теме я начала уже с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.

ЦельПриобщение детей к национальной культуре народов РТ, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

  Задачи:

Создать систему работы, по приобщению детей к народной культуре татарского народа через устное народное творчество;

Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности детей.

Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту;

Воспитывать интерес  и любовь к национальной татарской культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;

Использовать  все виды фольклора;

Привлечь родителей в процесс приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициям.

Народные сказки, песни, пословицы, поговорки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру народов, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах, прекрасное и вечное.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества татарского народа.

При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место я уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам. Ввела в практику слушание колыбельных песен перед дневным сном: они погружают ребенка в мир поэзии, успокаивают. Объясняю назначение и особенности колыбельной, помогаю заучивать текст русской национальности.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о будущем. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. Он увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется особое место произведений фольклора в обучении детей. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.

Приобщения детей к народной культуре татарского народа провожу через все виды деятельности, с использованием различных форм, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми. Решая задачу воспитания интереса  и любви к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, у нас в детском саду организуем праздники: календарные, фольклорные, и развлечения.

В группе мы создали разнообразную речевую среду соответственно возрасту. В группе собрано много литературных произведений, красочных книг, с народными сказками, аудиозаписи народных песен. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр - драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры по сюжетам народных сказок, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые татарские сказки", "Одень куклу в национальный костюм".

Реализация данного направления моей работы в полной мере стала возможна при тесном контакте с семьями моих воспитанников. Мы направляем свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.

В результате приобщения дошкольников к фольклору я убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики, в группе создана атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре народов.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности своего народа.

Татарские пословицы

К к тимер кайрау бел н алмаз булмас.

Небо точит железо, не алмаз.

Бер картлыкта — бер яшьлект.

Один старик – в молодости один был.

Йомшак агачны корт баса.

Мягкое дерево пчелы делают. (Капля камень точит)

Азыклы ат арымас.

Сытая лошадь не устанет.

 

Балык башыннан чери.

Рыба гниет с головы.

Д рт аяклы ат та абына.

Даже четвероногая лошадь спотыкается.

Егетлек кадерен карт белер.

Цену молодости знает старик.

Татарские народные игры :

«Хлопушки» (Абакле)

На противоположных сторонах комнаты или площадке отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к стоящим игрокам у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп, - сигнал такой,

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры: Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

«Займи место» (Буш урын)

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу-

Беги!

Сказав, беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры: Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться, стоящих, в кругу.

Скок-перескок (Кучтем-куч)

На земле чертят большой круг диаметром 15 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры: Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих, не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Используемая  литература

1. Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 № 794. 

 

2. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. – М. : Права человека, 2002г.  

 

3. Валеев Ф. Х. «Орнамент казанских татар» Казань: Татарское книжное издательство, 2009 г.  

 

4. Гришина, Г. Н. «Приобщение детей к народной игровой культуре» / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005г.  

 

5. Галимуллин Т. Н. «Истоки татарского театра» Казань//Казан утлары. -2005 г. №4 

 

6. Гайфуллин, И. М. «Воспитательное содержание татарских народных традиций и праздников». Методическое пособие в помощь педагогам, воспитателям / И. М.  Гайфуллин. - Альметьевск: Изд-во Альметьевского института муниципальной службы, 2006 год.  

 

7. Народные жемчужины : Татарские народные песни - Казань : Магариф, 2011. 

  

8. Федорова С. «Этнокультурная компетентность педагога» / С. Федорова // Дошкольное образование. 2012г. № 20

 

9. Шаехова Р. К. кандидат педагогических наук - «Моя Казань» РИЦ «школа». 2006г.

 

10. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы. Москва Мозаика - Синтез 2010 г.

 

Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Фотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуреФотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуре В настоящее время всё больше внимания уделяется воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории и традициям русского народа.

Фотоотчет о предметах семейского быта «По приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья»Фотоотчет о предметах семейского быта «По приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья» Предметы быта окружают человека всю его жизнь - с рождения и до самой смерти. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Праздничное оформление холла к юбилею детского сада. Совместная деятельность педагогов, родителей и детейПраздничное оформление холла к юбилею детского сада. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей Праздничное оформление холла к юбилею детского сада. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Вот и пролетели 30 лет в мгновение.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Республики Татарстан
Опубликовано: 15 марта 2022 в 15:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деятельность детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Республики Татарстан» (включая файлы) размещена пользователем Дучицкая Евгения Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД