Юлия Кубасова
Основные подходы коррекционно-развивающей работы (на примере коррекции СДВГ)
▼ Скачать + Заказать документы
Существует пять основных подходов коррекционной работы :
• Медицинский подход
• Средовой подход
• Психокоррекционный подход
• Поведенческий подход
• Нейропсихологический подход
Рассмотрим каждый из них на примере коррекции СДВГ
Медицинский подход :
• Психостимуляторы (Риталин, Декстроамфетамин, Метилфенидат, Пемолин)
• Нейрометаболические стимуляторы (Пирацетам, Энцефабол, Акатинол Мемантин, Глицин, Фенибут);
Публикация «Основные подходы коррекционно-развивающей работы (на примере коррекции СДВГ)» размещена в разделах
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
• Антипсихотические препараты (Сонапакс, Неулептил, Рисполепт, Абилифай, Сероквель);
• Диеты
Средовой подход :
Технические средства - приспособления, помогающие ребенку справляться с гиперактивностью, дающие интенсивную сенсорную информацию о собственном теле. Это позволяет ребенку лучше себя контролировать (атистресс, мячики тренажеры для рук. .
Метод внешних опор:
• Структурирование;
• Визуализирование, либо полисенсорность;
• Поэтапность;
• Стабильность.
Психокорреционный подход - подходы, основанные на коррекции и развития личностных качеств, которые помогут ребенку контролировать себя.
Виды психокоррекции
• Песочная психотерапия
• Музыкальная психотерапия
• Семейная психотерапия
• Игровая психотерапия
Как правило, данные виды психокоррекции имеют гуманистическую направленность
Песочная и арт-терапия
• Песок, глина, пластилин – помогают ребенку справляться с импульсивностью и гиперактивностью.
• Мелкие детали, используемые в игре в песке, лепка, активируют работу мелкой моторики рук, которая требует концентрации внимания.
Музыкальная и танцевально-двигательная психотерапия
• Ритм музыки позволяет является естественной внешней опорой для регуляции. Это позволяет ребенку лучше справляться со своей импульсивностью и гиперактивностью.
• Работая с темпом и движением (или голосом) мы учим ребенка следить: за скоростью своих действий; их плавностью; умением быстро переключаться с одного темпа на другой
Приемы подхода
• Психологическая поддержка;
• Позитивная модель высказывания;
• Учитывать интересы ребенка в выборе личностного пути;
• Учитывать особенности ребенка для построения образовательной программы;
• Важность взаимодействия семьи и школы.
Поведенческий подход С помощью техник поведенческого анализа побуждаем ребенка сформировать приемлемые способы поведения.
Данный метод предложил Беррес Фредерик Скиннер (метод формирования реакций)
• Оперантное научение
• Подкрепление
Принципы формирования поведения
• Усиление - это процесс, с помощью которого целевое поведение чаще происходит (усиливается) в данной ситуации.
• Ослабление - это процесс, который следует сразу за поведением, и уменьшает вероятность возникновения этого поведения в будущем.
• Гашение - это процесс прекращения подкрепления того поведения, которое до этого усиливалось, после чего целевое поведение угасает, (то есть перестаёт повторяться с той же частотой в будущем)
Подкрепление (усиление) – это любое действие, предмет которые будут влиять на развитие определенной модели поведения.
• Существует два вида подкрепления:
• Позитивное подкрепление – это вознаграждение, которое используется для поощрения желаемого поведения: например, похвала или награда.
• Негативное подкрепление - это неприятные действия или результаты, которые прекращаются или снижаются для поощрения желаемого поведения.
Ослабление
• Существует два вида ослабления:
• Положительное ослабление
• – когда в окружающей среде после поведения что-то добавляется
• Отрицательное ослабление
• - когда в окружающей среде в след за поведением что-то исчезает.
Процедуры ослабления говорят ребенку, что ему НЕ нужно делать. Процедуры усиления (подкрепления) же, наоборот, говорят ребенку, что ему НУЖНО делать.
Мотивируйте и поощряйте ребенка
• Мотивация: мотивация детей с СДВГ отличается от мотивации обычных детей
• Подкрепление: побуждение повторить действие
• Ослабление (наказание) : может не работать с детьми с СДВГ
• Четкость: давайте конкретные четкие критерии поощрения (подкрепления) и наказания (ослабления).
Тренировка - проигрывание алгоритмов поведения в безопасных, искусственных условиях, помогает ребенку лучше регулировать свое поведение и снизить уровень импульсивности.
• Также тренировать можно концентрацию внимания для преодоления его дефицитов.
Нейропсихологическая коррекция- комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Типы упражнений
• Растяжки,
• Дыхательные упражнения,
• Глазодвигательные упражнения,
• Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
• Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Растяжки
Цель: нормализация и оптимизация тонуса во всех группах мышц, снятие тонического напряжения.
Упражнения-растяжки направлены:
• на контроль напряжения-расслабления всего тела
• на перераспределение тонического напряжения, так как какие-то группы мышц могут быть расслаблены, а какие-то напряжены;
• на осознание ребёнком собственного тела.
Дыхательные упражнения
• Цель: улучшение ритмирования организма, развитие самоконтроля и произвольности.
• Дыхательные упражнения направлены:
• на отработку вдоха-выдоха
• на формирование глубокого (диафрагмальнго) дыхания
• на синхронизацию дыхания и движения
Глазодвигательные упражнения
Цель: позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, зрительный контроль и внимание.
Направление:
• отработка движение глаз по основным траекториям (лево-право, вверх-вниз, к себе-от себя)
• координированное движение глаз и головы
• глазодвигательные движения с другими типами двигательной активности
Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.
Направления:
• симметричные движения нижними или верхними конечностями
• ассиметричные движения нижними или верхними конечностями
• ассиметричные движения нижними и верхними конечностями
Упражнения для развития мелкой моторики рук
Цель: развитие координации движения, самоконтроля и произвольности.
Направления:
• Координация работы мелкой моторики одной руки
• Координация работы мелкой моторики двух рук