Ирина Паринова
Традиции культуры Воронежского края на занятиях по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасен и богат наш Воронежский край!
Богат замечательным, трудолюбивым, талантливым народом; сказочными лесами, зверьем, живущим в них. Богат прекрасными песнями и стихами; плодородной землей и людьми, любящими эту землю; сказками и легендами, обрядами и преданиями. Богат мастерами-умельцами.
Публикация «Традиции культуры Воронежского края на занятиях по изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
На занятиях по изобразительной деятельности я стараюсь прививать детям любовь к Воронежской земле, знакомя их с особенностями культуры и традициями родного края.
Темы занятий :
- знакомство с народным декоративно-прикладным искусством;
- создание пейзажной композиции;
- архитектурные постройки;
- памятные места родного города;
- рисование животного и растительного мира.
На занятиях по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством отдельной темой проходит знакомство с национальным костюмом жителей Воронежского края, а также творчеством и своеобразной росписью по ткани. На основе образов народного творчества дети создают свои несложные растительные, цветочные и линейные орнаменты. Цветовая гамма, традиционных для нашего края, народных костюмов близка и понятна детям. Это любимый красный цвет и все его оттенки, оранжевый, желтый, зеленый, синий и конечно черный, о котором хочется сказать отдельно. Черный цвет является главным в цветовой гамме, самым излюбленным и почитаемым цветом у Воронежского народа – это цвет земли, цвет чернозема. Как известно сарафаны девушек, поневы женщин, портки и праздничные рубахи мужчин шились из черной ткани. В работе с детьми черный цвет я применяю только в старших группах. Красочные и яркие круглые коврики, а также прямоугольные полосатые, которые можно встретить почти в каждом доме нашего края, очень удобны для рисования в младших группах, когда мы знакомим детей с круглыми, а потом и с прямоугольными формами, и овладеваем техникой рисования несколькими цветными красками.
Слава о Воронежской керамике звучит далеко за пределами области, а потому на занятиях по изобразительной деятельности я обязательно знакомлю детей с изделиями Воронежских мастеров художественной керамики, рисуем их с натуры и украшаем росписью.
Коричневый, зеленый, желтый – три цвета называют дети для росписи, когда речь идет о Воронежской керамике – это кувшины, миски, полотенца, и рушники с красными петухами искусно вышитые Воронежскими рукодельницами.
На занятиях дети старших групп создают разноцветный орнамент – вышивку на рубашках и фартуках бабушки и внучки, на сарафанах и рубашках, танцующих в национальных костюмах, девушек и юношей. Для младших дошкольников – это украшение фартука, косынки, салфетки, коврика. Чтобы научиться уверенно рисовать красками, все рисунки для росписи глиняных изделий и ткани создаются детьми только кистью, без помощи карандаша. Это сближает работу детей с тем, как расписывают свои изделия народные мастера, которые никогда не делают предварительных рисунков карандашом, а пишут свои орнаменты кистью, руководствуясь чувством красоты.
На занятиях пейзажной живописи мы с детьми рассказываем стихи Воронежских поэтов А. В. Кольцова и И. С. Никитина, воспевающих красоту нашего родного края. Подготовка к созданию пейзажа любого времени года начинается не только с экскурсии, но и с просмотра фотографий и слайдов с видами природы Воронежского края. И если на занятиях мы с детьми говорим о реке, ее красоте, убегающих в даль водах, то это может быть река Воронеж или Дон.
Не забываем мы о Российском флоте, который берет свои истоки в нашем родном Воронеже. На занятиях детям демонстрируются фотографии и рисунки кораблей и фрегатов Петровской эпохи, а так же современные морские и речные суда.
Знакомя детей с архитектурными сооружениями города и принципами их изображения в старшей и подготовительной к школе группах мы говорим о работах Воронежских архитекторов Попова-Шаман и Александрова. Так же демонстрируем многочисленные фотографии известных зданий и памятных мест родного города.
На занятиях детей старших групп, посвященных дню Победы, мы знакомимся с памятниками и монументами, воздвигнутыми в городе Воронеже в честь защитников Отечества, рассматриваем иллюстрации, фотографии, читаем стихи, вспоминаем имена наших героических соотечественников.
Разнообразный растительный и животный мир Воронежского края находит отражение в детских рисунках всех возрастных групп детского сада. На занятиях используются записи голосов птиц Воронежских лесов, рассказы о заповедных уголках, повадках диких животных, разнообразии насекомых, обитающих в лесах нашего края. Знакомя детей с историей земли Воронежской, самобытностью культуры, обычаями, передаваемыми от поколения к поколению, обрядами, преданиями, поэтами и художниками, мы помогаем войти в мир прекрасного. Учим малышей видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, бесконечное разнообразие ее звуков, форм, побуждаем потребность наблюдать жизнь. Вспоминаются слова известного педагога А. П. Усовой:
«Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастить ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».
Наши дети живут на Воронежской земле. И благодаря богатейшим прекрасным традициям, самобытности культуры Воронежского края, мы можем и должны воспитывать в наших детях любовь к родной земле, ее народу-умельцу, научить ценить и уважать его труд и мастерство.
И я надеюсь, что в дальнейшей работе занятия по изобразительной деятельности будут неразрывно связаны с патриотическим и идейно-нравственным воспитанием на занятиях в группах.
Как сказал М. Г. Горький «Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…»