Татьяна Федорова
Литературное чтение. Конспект урока «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»
Цель:
• продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
• развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
• развивать дальнейшую творческую деятельность;
• формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное
отношение к окружающей действительности.
УУД:
Публикация «Литературное чтение, Конспект урока „Д, Н, Мамин-Сибиряк „Приемыш“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературное чтение
- Мамин-Сибиряк Д. Н.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
• повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
• знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
• развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память, способность составлять рассказ по опорным словам;
• воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Задачи:
• Формирование навыков связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения.
• Развитие мыслительной деятельности, правильной речи, логического и творческого мышления;
• Формирование художественно – эстетического восприятия учащихся;
• Воспитание нравственных качеств личности, любви к природе, личного отношения к окружающей действительности и приобщение детей к самостоятельной читательской деятельности.
Оборудование:
• ПортретД. Н. Мамина – Сибиряка;
• учебник «Литературное чтение» 2 часть под редакцией Л. Климановой,
• выставка книг Д. Н. Мамин – Сибиряк;
• произведение «Приёмыш»;
Ход урока:
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
Организация начала занятия 1 мин Здравствуйте, ребята!
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
СЛАЙД 1 Приветствие, подготовка рабочих мест
Психологический настрой уч-ся на работу.
- Здравствуйте! Регулятивные:
планировать свои действия.
Личностные:
устойчивый интерес к новым способам познания.
Актуализация полученных знаний. 2 мин - Мы с вами переходим к изучению нового раздела. Для того, чтобы узнать, о чем будем говорить, изучая этот раздел. Послушайте стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого:
Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо.
А море без рыб – не море.
А земля без зверей – не земля! СЛАЙД 2
-Чему будут посвящены произведения?
-Раздел называется: «Природа и мы». СЛАЙД 3
Откроем учебники на с. 75 и прочитаем: чему мы научимся и чему будем учиться? СЛАЙД 4
Как вы понимаете писатели-натуралисты?
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Подготовка к основному этапу занятия 7 мин - Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг. СЛАЙД 5
- Кто автор всех этих произведений?
- Назовите полное имя и фамилию.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. СЛАЙД 6
Наши ученицы подготовили сообщение о жизни и творчестве Дмитрия Наркисовича.
Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, которая входила в состав Сибирской губернии, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его. СЛАЙД 7
Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. СЛАЙД 8
Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. «Это счастье писать для детей», - говорил он. СЛАЙД 9
Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. СЛАЙД 10 Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». СЛАЙД 11 Книга нравится всем детям. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших».
Спасибо, девочки. Садитесь.
- Для того, чтобы узнать, что за произведение мы с вами будем изучать? Отгадайте, начните читать слова с конца
шымёирП СЛАЙД 12
СЛАЙД 13
- Сформулируйте тему урока полностью :
«Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Сформулируйте цель урока
-для чего мы будем изучать, зачем нам вообще нужно? СЛАЙД 14
-Что для этого надо сделать?
Задачи: СЛАЙД 15
1. Узнать
2. Понять, переработать
3. Применить
Внимательно слушают биографию автора.
Рассказывают ученицы
-приёмыш
- сирота, приёмный сын или дочь
- «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
- познакомится с произведением «Приёмыш»
- прочитать рассказ
- Понять его
- полученные знания применить в будущей жизни
Личностные: выраженная познавательная мотивация;
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Усвоение новых знаний 20 мин 1. Речевая разминка:
Работа над скороговоркой.
Говори – не торопись исмотри – не ошибись. СЛАЙД 16
Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжёлый щит.
А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки :
• Читаем шёпотом
• Немного громче
• А теперь читаем громко и внятно
• Читаем скоро и быстро (2 -3 ученика)
Два щенка щека к щеке СЛАЙД 17
Щиплют щётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка щёлк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча.
-Все ли слова понятны?
-А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки :
• Читаем шёпотом
• Немного громче
• А теперь читаем громко и внятно
• Читаем скоро и быстро (2 -3 ученика)
-- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово – приемыш? СЛАЙД 18
-В словаре русского языка Ожегова, говорится так: «Приёмыш-приемный сын или приёмная дочь».
Работа над произведением.
Я предлагаю вам план исследования содержания произведения «Приёмыш». СЛАЙД 19
-познакомиться с героями
-определить, кто такой Приёмыш
-выяснить главную мысль
-высказать своё отношение
Словарная работа. Слайд 20
Внимание! Мамин-Сибиряк писал давно, в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными некоторые слова, попытаемся заранее объяснить их смысл.
-сайма - рыбацкая стоянка
-доспехи - снаряжение
-заводь - речной залив
-бобылём - одинокий
- муштровать - обучать
-протока - речка, соединяющая два водоёма
- Церемония-торжественный обряд, порядок совершения чего-то
- Увечить-физически расправляться, калечить
- Хиреет-болеет, чахнет
- Божья тварь - всё живое, созданное Богом.
Первая часть
(Чтение хорошо читающими детьми.)
- Ответы на вопросы. СЛАЙД 21
- Где происходят события?
-почему хозяина не было дома?
- кто встречает гостя?
-Читать дальше.
Чтение второй части. СЛАЙД 22
- Кто оказался Приёмышем?
- Оказывается приёмыш- это не только человек, в нашем рассказе – это?
- Как Приёмыш оказался у Тараса?
- Почему Тарас забрал его к себе? Как собака относится к лебедю?
Чтение третьей части. СЛАЙД 23
- Прочитав третью часть, попробуйте несколькими словами высказать предположение:
- как Тарас относится к приёмышу и ко всему окружающему?
- как он описывает птицу?
Работа над четвёртой частью произведения.
Прогнозирование. СЛАЙД 24
-А вот интересно, каким же будет конец этой истории?
(предположения учащихся)
Чтение 4 части - учителем.
- Прослушав заключительную часть мы узнаем, совпало ли ваше мнение с авторским? (чтение)
- Совпало?
- А мог ли Тарас не отпустить птицу?
-А легко ли расстаться с другом?
- Какова же главная мысль этого произведения?
Подготавливают речевой аппарат к началу чтения.
- собаку, ребенка.
Внимательно слушают
Внимательно слушают
Читают 1 часть
- на Светлом озере
- оправился на озеро рассматривать рыболовную снасть.
- собака Соболько
Читают 2 часть
- Лебедь
- лебедя с лебедушкой пристрелили и остался маленький лебедь один.
- так как он остался сиротой, ему было его жаль, ведь он мог попасть в беду.
Читают 3 часть
- очень хорошо, с любовью, с заботой.
-царская, гордая, умная птица.
4 часть
- они будут все вместе жить
Слушают чтение учителя.
- Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылья, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать вне воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…. Друзья расстались.
Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья, лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой жертвуют свое жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей - нам людям.
- бережное отношение к природе Личностные:
- выраженная познавательная мотивация;
- устойчивый интерес к новым способам познания.
Коммуникативные: - слушать собеседника, соблюдать правила общения.
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Регулятивные:удерживать цель деятельности до получения результата;
анализировать и оценивать свою работу.
Познавательные:
проявлять познавательную инициативу.
Закрепление знаний и способов действий 7 мин В закрепление нашей работы мы составим кластеры про главных героев. Назовите главных героев рассказа? СЛАЙД 25
Работать будем группами. СЛАЙД 26
1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая группа, 3 ряд - третья группа. Первая группа составит кластер про Тараса, вторая про Соболько, третья про Приемыша. На работу даю 3 минуты. По одной из работ можно вывести на экран через документ камеру.
Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
- Тарас, Соболько, Приемыш
Регулятивные: осуществлять итоговый контроль деятельности, анализировать, оценивать результаты своей и чужой деятельности.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета; принимать точку зрения другого.
Обобщение и систематизация знаний 7 мин Рефлексия:
А еперь я предлагаю вам вернуться к словам с которых мы начали наш урок, для этого посмотрим ведеоролик.
Смотрим видео песня «Просьба» СЛАЙД 27
Как вы думаете, почему именно этим видео мы подводим итог нашего урока?
- А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает?
- Ребята, я думаю, что общаясь с героями произведения «Приемыш», вы теперь сможете легко ответить на поставленный вопрос:
Легко ли быть человеком, отвечать за других?
- Что нужно иметь для этого?
- Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш». СЛАЙД 28
Молодцы. Переходим к домашнему заданию
Каждый должен жить так, как предназначила природа.
Просто людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое!
Доброе и чистое сердце Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные:
- владеть монологической и диалогической формой речи;
Информация о домашней работе 3 мин Домашнее задание: СЛАЙД 29
Метод «Шести шляп» мышления.
Только вместо шляп пёрышки с вопросами.
Каждый ученик выбирает своё пёрышко с заданием.
Белое пёрышко. Записать основные события (факты, случившиеся в рассказе)
Чёрное пёрышко. Выбрать фрагмент текста, когда было особенно тревожно и хотелось изменить замысел автора.
Синее пёрышко. Почему Тарас назвал лебедя «особенной птицей»?
Красное пёрышко. Выпиши прилагательные при помощи которых автор описывает Приёмыша.
Жёлтое пёрышко. Проиллюстрируй самый счастливый, самый радостный фрагмент рассказа.
Зелёное пёрышко. Напиши небольшой рассказ о дальнейшей судьбе Приёмыша.
Записывают домашнее задание, задают вопросы. Регулятивные:
-принятие и сохранение учебной задачи;
-различие способа и результата действия;
-выполнение учебных действий в устной и письменной форме.
Оценки работы класса. 2 мин - Теперь оценим вашу работу на уроке. СЛАЙД 30
- Кому было всё понятно и интересно на уроке покажите улыбающегося смайлика, кому что-то было не понятно и не очень интересно покажите грустного смайлика.
- Итак, ребята скажите, кто активно работал на уроке? А какие оценки они заслужили за урок? Почему?
выражает свое согласие/ несогласие и выставляет соответствующие отметки, обосновывая их.
- Те ребята, которые сегодня не работали на уроке, отсиживались, поставьте себе на полях «-», на следующий урок вы должны постараться и преврати их в «+».
Слушают, оценивают друг другу. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.