елена михайлова
Цвет в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ.
Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств.
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
Публикация «Цвет в жизни ребенка» размещена в разделах
Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предмета и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.
1. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ СЛОВА И ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Если смешивать основные цвета попарно, то образуется группа цветов, которые называются смешанными. Так, красный с желтым дает оранжевый красный с синим — фиолетовый,синий с желтым – зеленый. Все остальные цвета, полученные в различных комбинациях, будут называться сложными. Например, смешивание. оранжевого с
фиолетовым дает нам красно-коричневый цвет, если смешать оранжевый с зеленым, получится желто-коричневый, зеленый с фиолетовым —сине-коричневый.
Цветовой круг поможет детям лучше понять, как цвета взаимодействуют друг с другом. На его примере дети видят, как каждый цвет постепенно переходит в другой, образуя множество промежуточных цветов и оттенков. Так, красный и оранжевый дают огненно оранжевый, желтый и зеленый — лимонно-желтый, синий и зеленый — бирюзовый, красный и фиолетовый — лиловый. Так образуется основной хроматический круг.
На занятиях по развитию речи, лепке, рисованию, аппликации нужно учить детей правильному называнию цветов, их сравнению и различению. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов. Учить различать цвета, более тонко дифференцировать:
а) восприятие цвета,
б)словесное обозначение цвета,
в)представления об окружающем мире (эмоции, человеческие отношения, объекты природы).
При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета :
зеленый — трава;
желтый — солнышко;
синий — море;
малиновый - малина;
оливковый —оливки;
болотный - болото и т. п.
Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное — использование естественных форм. Со временем ребенок усваивает эти образы, и у него формируется адекватное цветовое восприятие мира. К 5
годам у детей ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Возьмем, к примеру, красный цвет. «Кирпичный, томатный, кровавый, солнечный», - скажет вам ребенок. Таким образом, за каждым цветом закрепляется определенная ассоциация.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ЦВЕТОМ.
Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, которые образовываются из нескольких слов. Например:
конь с белой гривой -белогривый;
волк с острыми зубами —острозубый;
грачи с белыми носами —белоносые;
сорока с белым боком —белобока и т. д.
Учатся образовывать глаголы с помощью приставок. Например:
Посинеть;
Покраснеть;
Зазеленеть;
Зазолотиться и т. д.
Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что является одной из важных задач.
З. АССОЦИАЦИЯ С ЦВЕТОМ КАК ПРИЕМ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ.
Мы говорим голубой город и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение «у него золотое сердце» сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Услышав фразу «ты сгущаешь краски» мы сразу понимаем, что сгущать краски — значит преувеличивать, придавать чему-то слишком большое значение.
Для усиления ассоциативного мышления ребенка с успехом можно использовать различные изобразительные средства, бумагу различной фактуры: и обои, и кальку, и фольгу. Возьмем, например, фольгу:
прозрачная, серебристая, острая, холодная, напоминающая воду, небо, воздух.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
По завершении творческой работы желательно обсудить ее с ребенком и вместе подумать, может ли она иметь продолжение или другие варианты выполнения. При этом важно отметить, что процесс работы ребенка с цветом сопровождается еще и внутренней речью. Параллельно с тем, что ребенок произносит вслух о цвете предмета, он многое проговаривает еще и «про себя» Например, вслух — «трава», про себя — «зеленая». Каждый предмет, попавший в поле зрения ребенка, получает словесную цветовую ассоциацию
Таким образом, основными приемами развития речи через
использование цвета являются :
1. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ СЛОВА И ЦВЕТА В РАЗВИТИИ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ЦВЕТОМ.
З. АССОЦИАЦИЯ С ЦВЕТОМ.