Анна Юсова
Cобрание для родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Очень скоро Ваш ребёнок пойдёт в школу учиться, он станет первоклассником. Приход ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка и то, как успешно произойдёт этот переход, сможет ли ваш ребёнок успешно преодолеть трудности, ждущие первоклассника, зависит не только от учителей, но и от вас, дорогие родители.
Публикация «Cобрание для родителей будущих первоклассников» размещена в разделах
Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Однако, успех ребё нка в школе зависит от нескольких показателей:
1. психологическая готовность к школе;
2. мотивация обучения;
3. физическое развитие ребёнка.
Давайте рассмотрим каждый из этих показателей.
Психологическая готовность к школе. Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов. Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.
Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, интеллектуальная готовность и волевая готовность.
Личностная готовность – это умение строить отношения с учителем, умение общаться со сверстниками, отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки). Это те качества, которые обеспечивают ребёнку безболезненную адаптацию к новой социальной среде, что способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Интеллектуальная готовность. Перед поступлением в школу ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребё нок должен знать: имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон, имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребёнок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т. д. ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь? Полезно научить ребенка строить несложные рассуждения, используя слова ….потому, что… если,то…. Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном. Задавайте ему вопросы:
– О ком или о чём произведение?
– Кто понравился и чем?
– Как бы ты поступил на месте героя?
– Продолжи сказку (рассказ).
– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?
– Нарисуй свой рисунок.
Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять. Итак, показатели интеллектуальной готовности - это развитие внимания, памяти, мышления и речи.
Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия. Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей не боязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.
Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения! И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И ни в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением.
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей.
Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Мотивация обучения. К сожалению, многие родители думают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности. Поэтому они, не жалея сил, водят своего ребенка на развитие памяти, внимания, мышления. Однако, готовность к школе имеет ряд и других параметров. Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит: «хочу». Но это «хочу» будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания. Надо сказать, что в первом классе успешнее учатся дети с внешней мотивацией, так как их желания реализуются, а серьезной нагрузки на интеллект пока нет.
Физическое развитие ребёнка. Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития – рост и масса тела) – это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. Ребенок растет «не по дням, а по часам» : на шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8-10 см, а прибавление массы тела 2.2-2.5 кг. В течении учебного года дети мало растут и мало прибавляют в весе, зато летом в период летних каникул они так быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказываются, по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на свежем воздухе, витаминная зелень и т. д.
В 6-7 летнем возрасте происходит дальнейшее формирование всех систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной). Я не буду подробно останавливаться на особенностях их развития, но я хотела бы обратит внимание на то, что у детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т. п. Умение и способность выполнять эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет выполнять мелкие, точные движения пальцев рук. К ним он не совсем готов. Поэтому так часто звучат при письме в классе жалобы: «болит рука», «рука устала».
Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мышцы спины, имеющие основное значение для удерживания правильной позы в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника.
Причинами школьной незрелости могут быть:
• Недостатки в воспитательной среде ( необходимы: систематические занятия с ребенком)
• Недостатки соматического развития ребенка ( необходима: консультация с врачом и лечение ребенка). Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
• Невротическое развитие характера ( необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения).
• Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы ( необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка.
Чтобы процесс адаптации вашего ребенка к школе протекал без серьёзных срывов и болезней, следует обратить внимание на следующие правила.
Правило 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и в какую-либо секцию или кружок.
Само начало школьной жизни считается стрессом для 6-7 летних детей. Ребенок должен иметь возможность гулять, отдыхать и делать уроки без спешки. Если же занятия музыкой и спортом вам кажутся необходимой частью воспитания вашего малыша, начните водить его туда за год до начала учебы или же со 2 класса.
Правило 2. Помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.
С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение. Если вы до этого не придерживались режима дня, постарайтесь его ввести. Ваша дочь или сын нуждаются в регулярном и продолжительном сне. Хорошей помощью организму будет привычка к дневному сну. Не заставляйте ребенка сразу же садиться за уроки.
Правило 3. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут.
Поэтому когда вы будете делать уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 4. Мудрое отношение родителей к школьным отметкам исключит треть возможных неприятностей ребенка.
Все родители хотят гордиться своими детьми. И бывают родители, которые так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь ребенка. Вспомните своих одноклассников и друзей. Сколько успешных людей вы знаете, которые в школе совсем не числились в отличниках. Хвалите своего ребёнка за его школьные успехи. Помогайте со сложными предметами. Только помните, что никакое количество 5 не может быть важнее счастья вашего ребенка.
Правило 5. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то - нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. От бесконечных упрёков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя. Поэтому если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его, помните, что ребёнок имеет право на ошибку.
Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.
Не думайте за ребёнка.
Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
Не пропустите первые трудности.
Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.