Куртукова Наталья
«Скоро в школу». Рекомендации для родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребё нка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу.
Конечно, период перехода ребенка из детского сада в школу является ответственным и трудным этапом в жизни ребенка. Детям придется преодолевать множество нелегких препятствий на пути достижения успехов в овладении званиями, умениями и навыками. В школе их ждут незнакомые стены, новые требования, другие взрослые и коллектив детей. Все это может привести к возникновению стрессовых реакций и дезадаптации. Эмпирический опыт показывает, что в настоящее время, учителя испытывают серьезные трудности в приучении детей к дисциплине, умению слушать, слышать, понимать и действовать в соответствии с данным заданием; не все дети способны понимать учебную задачу, регулировать свое поведение, оценивать результат своего труда, доводить начатое до логического конца.
Публикация «„Скоро в школу“, Рекомендации для родителей будущих первоклассников» размещена в разделах
В результате многолетних экспериментальных и теоретических исследований, анализа процессов усвоения чтения, письма и математики учащихся начальных классов были выявлены учебно-важные характеристики, образующие структуру психологической готовности детей к обучению в школе :
• мотивы учения
• образное мышление
• уровень обобщений (предпосылки логического мышления)
• способность принимать учебную задачу
• графические навыки
• произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого)
• обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).
Уровень развития данных характеристик оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность освоения программного материала в школе.
Поэтому важно, чтобы у старших дошкольников в период посещения ДОУ формировались именно те качества, которые помогут успешно адаптироваться к школе.
Развитие мотивации обучения.
Что значит сформировать мотивацию к обучению?
Во-первых, выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.
Ошибки воспитательного характера – это:
* неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии;
*отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо детского сада, т. е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу;
*нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами»);
* неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека;
*завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.);
*«убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха и пр.
Во-вторых, применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения (развивать образное мышление, уровень обобщений (предпосылки логического мышления, способность принимать учебную задачу, графические навыки, произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого, обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи, или/и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».
Развитие интеллектуальной сферы.
Восприятие. Внимание.
Включайте в занятия с ребёнком задания, требующие длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п.
Почаще предлагайте детям следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
«Зашьём ковёр», «Найди такой же предмет», «Кто наблюдательнее», «Расскажи о животных», «Сравни картинки» «Какие ошибки допустил художник», «Найди тень», «Сравни предметы» : найди самую маленькую кружку, самую маленькую ёлку, самый низкий забор, самую длинную кисточку, самый большой чемодан, самый короткий карандаш и т. п.
«Найди отличия», «Какого предмета в ряду не хватает», «Найди и вычеркни» «Выкладывание из палочек», «Исключение лишнего», «Выкладывание узора из мозаики», «Срисовывание по клеточкам», «Лабиринты», «Лото», «Домино» и т. д.
Невербальное и вербальное мышление. Речь.
Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучать.
Включайте в занятия с детьми задания на:
*сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
*классификацию, обобщение предметов по общим признакам;
*нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
*складывание целого из частей (разрезные картинки);
*последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
*осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор продолжить его);
*задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.
«4-й лишний», «Раздели на группы», «Составь рассказ по картинкам», «Последовательность событий», «Логические квадраты», «Лабиринты», «Логические цепочки» Простые задачи, Загадки.
Вербальное мышление, умозаключение.
«Исключение понятий», «Существенные признаки», «Простые аналогии», «Парные аналогии»
В целях развития речи:
*после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказывать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
* развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
*упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений.
Графические навыки (мелкая моторика).
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:
*пальчиковая гимнастика;
*нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
*завязывать узлы на толстой верёвке, шнуре;
*застёгивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, закрывать крышки, заводить механические игрушки ключом.
*раскрашивание, штриховка, срисовывание образца, срисовывание по клеточкам (как по образцу, так и под диктовку).
Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.