Татьяна Чекмарева
Циклограмма образовательной деятельности в средней группе на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Циклограмма образовательной деятельности МБДОУ №13 «Родничок» в средней группе
на 2020/2021 учебный год
Тематика Содержание работы по подготовке к празднику Рекомендуемое время проведения праздника Формы проведения праздника Итоговое мероприятие
1 2 3 4 5
Темочки:
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Средняя группа
- Циклограммы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
День знаний (Здравствуй, детский сад) Цель: формирование первичных представлений и положительного отношения к процессу обучения. Познакомить с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка
- оформление групповой комнаты и участка;
- сюжетно-ролевая игра «Детский сад»;
- обзорная экскурсия по детскому саду;
- чтение художественной литературы по теме;
- разучивание стихотворений по теме;
- ситуативные разговоры и беседы по теме;
- слушание и исполнение песен «про детский сад»; 01.09 - 11.09
Интерактивная игровая программа
Фестиваль «Многоликая Россия»
«С Днем рождения любимый город!» Цель: создать условия для формирования представлений о своем городе, как малой Родине (ближайшее окружение д/с). Формирование первичных ценностных представлений о России как о многонациональной, но единой стране. Воспитание уважения к людям разных национальностей.
3–5 лет
- знакомить с названием улиц;
- рассматривание фотоальбома «Мой город», «Мой край»;
- экскурсия по городу (показ презентации)
- чтение сказок народов России;
- игры-драматизации (по сказкам народов России, подвижные игры народов России;
- разучивание стихотворений по теме праздника;
- создание коллекций (животных, растений, видов местности России и др.) «Природа России»;
- слушание, разучивание и исполнение песен и танцев народов России.
14.09 – 25.09 Городской фестиваль «Многоликая Россия»
Оформление тематических выставок.
Экскурсии (виртуальные) Итоговое тематическое занятие «Наша родина - Россия»
День воспитателя и всех дошкольных работников
Цель: формирование первичных представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму. формировать у детей представление о профессии сотрудников детского сада.
3–5 лет
- сюжетная игра «Детский сад»
- экскурсия по помещениям групповой комнаты (какие есть уголки, что в них можно делать, кто их организовал и т. д.,
- обзорная экскурсия по детскому саду; наблюдения за трудом младшего воспитателя (накрывает на стол, моет посуду и т. д., отдельными сторонами труда воспитателя (например, подготовка к прогулке);
- рассматривание групповых фотографий (узнавание детей, педагогов);
- ситуативные разговоры и беседы, чтение художественной литературы по теме праздника;
- разучивание стихотворений по теме праздника;
- слушание и исполнение песен, посвящённых детскому саду;
- развивающие игры «Профессии», «Что нужно повару?» и др. ;
- организация посильной помощи воспитателю и помощнику воспитателя.
28.09 – 02.10 Создание коллективных работ, коллажей.
Изготовление подарков.
Поздравление сотрудников ДОУ
Всемирный день животных Цель: формирование представлений о жизни животного мира, представления о диких и домашних животных. Формировать представление о диких животных, их детенышами, условиями жизни. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Расширять знания о домашних животных.
3–5 лет
- сюжетная игра «Зоопарк»;
- подвижные игры по теме праздника, игры – имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных;
- чтение художественной литературы по теме праздника;
разучивание стихов о животных;
- игры-драматизации сказок о животных; рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций из книг с изображением персонажей-животных, живых объектов в уголке природы;
- беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме;
- развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» «Животный мир»;
- наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, дома).
05.10 - 09.10 Выставка фотографий домашних животных; Итоговое тематическое занятие «В мире животных»
Праздник осени
(«Осенины») Цель: знакомство с осенью. Как временем года. Формирование представлений об изменениях происходящих в жизни животного мира, живой и неживой природе, сезонном труде человека. Знакомить с изображением осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального).
3–5 лет
- наблюдение за осенней природой на прогулках;
- рассматривание книг, альбомов об осенних овощах и фруктах;
- составление букетов из осенних цветов и листьев;
- прогулка по городу «Ищем приметы осени»;
- чтение и разучивание стихов на тему «Осень»;
12.10 - 23.10
Выставка поделок из природного материла, сделанных вместе с родителями
Игровая программа «Осенняя ярмарка»
Праздник «Осенины»
Деревья вокруг нас Цель: уточнить представления детей о значении леса в жизни людей. Познакомить с зимними явлениями в жизни природы: закрепить с детьми знания о деревьях, воспитывать бережное и заботливое; отношение к природе.
3-5 лет
- беседа «Деревья осенью»
- дидактическая игра «Сложи дерево»
- рассматривание картин по теме «Деревья»
- наблюдение за деревьями на прогулке
- беседа «Лес – зеленое сокровище»
25.10 – 30.10 Создание панно на тему «Деревья» Итоговое тематическое занятие «Осенний лес»
День народного единства Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки).
3-5 лет
- Беседа с детьми «Наша родина -Россия»
- Рассматривание фотографий о городах нашей страны
- Беседа «Праздники в нашей стране»
- Составление рассказов из личного опыта «Что я видел по дороге в детский сад»
- Рассматривание кукол в народных костюмах
02.11 – 06.11 Создание панно «День народного единства» Рисование «Люблю берёзку русскую»
Транспорт Цель: знакомить детей с видами транспорта, в том числе с городскими, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения. Знакомить с профессиями «шофер», «водитель автобуса». Знакомить детей с основными видами транспорта: воздушным, водным, наземным.
3-5 лет
- рассматривание картин о транспорте - формировать у детей первичные представления о транспортных средствах ближайшего окружения (грузовая, легковая машины, об улице, дороге. - познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
- дидактическая игра «Едет, плавает, летает»
09.11 - 13.11 Создание памятки по безопасному пользованию общественным и личным транспортом Сюжетно-ролевая игра по ПДД «Водители»
День матери. Цель: воспитание чувства любви, уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней. Формировать представления об образе матери (элементы внешнего вида, имя, профессия, духовные качества).
3–5 лет
- сюжетная игра «Дочки-матери»;
- игровые и образовательные ситуации, ситуативные разговоры с детьми «Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше?»;
- чтение художественной литературы по теме праздника;
- разучивание стихов по теме праздника; слушание и исполнение музыки (песен) о маме; разучивание танцев для мам;
16.11 - 27.11 Оформление фотоальбомов, коллажей, фотовыставок на тему: «Милая мамочка моя»;
Музыкальное развлечение «Моя мама лучшая на свете…»
День инвалидов Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
3-5 лет
- Оформление книжной выставки на тему «Во имя добра и милосердия»
- Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик»
- Рассматривание картинки «Добрый человек поймёт по взгляду, в трудную минуту будет рядом».
- Беседа «Учимся гулять с больными детьми».
- 30.11 – 04.12 Изготовление открыток в подарок детям-инвалидам.
Коллективная работа детей «Сердце для всех открыто». Беседа «Мы разные, но мы вместе»
Зимушка, Зима
Новогодняя сказка Цель: формировать представление о Новом годе, как веселом и добром празднике: новогодние утренники в детском саду, спектакли, совместные семейные развлечения и поездки, подарки; формировать умение доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.
3–5 лет
- подготовка к новогоднему утреннику в детском саду;
- ситуативные разговоры о правилах безопасного поведения в праздничные дни;
- изготовление елочных игрушек из подручного материала;
- загадывание и разгадывание загадок на тему праздника;
- ситуативные беседы, беседы из личного опыта;
- рассматривание иллюстраций и беседы о зиме (живой и неживой природе);
- разучивание стихотворений и чтение художественной литературы;
07.12-21.12 Оформление группы к Новому году;
Создание коллективных панно Праздник «Новогодняя сказка»
Новогодние каникулы 22.12 – 31.12
Прощание с ёлкой. Цель: продолжать приобщать детей к традициям праздника Новый год. Учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные игрушки). Развивать эмоционально-положительные эмоции у детей.
3-5 лет
- рассматривание фотографий «Новогодний праздник».
- подвижная игра «Снежинки и ветер»
- предложить детям альбом с картинками «Зимние развлечения».
- беседа с родителями на тему «Зимние игры и развлечения с детьми»
- беседа «Кем я был на Новогоднем празднике»
11.01 - 15.01 Повторить знакомые песни и стихи про Новый год, Деда Мороза Итоговое музыкальное занятие «Прощай, елочка!»
Зимние забавы.
Цель: расширение знаний о зиме. Закрепление знания времен года. Знакомить с правилами безопасного поведения зимой. Формировать представление о зимних забавах. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой.
3–5 лет
- чтение художественной литературы по теме;
- рассматривание сюжетных картинок по теме;
- развивающие игры: «Времена года», «Время суток»;
- оформление коллажей: «Зимние забавы»;
- создание декоративного панно «Снег, снежок, белая метелица…»;
18.01 - 29.01 Оформление коллажа «Зимние забавы!».
Создание декоративного панно «Снег, снежок, белая метелица…».
Спортивно – музыкальное развлечение «Зимние игры и забавы».
(на улице)
День доброты Цель: развитие первичных представлений о доброте, добре и зле, о нравственных чувствах и эмоциях. Создание условий для приобретения нравственного опыта. Развивать коммуникативные качества по отношению к сверстникам и взрослым. Формировать представления о культуре поведения. закреплять умения употреблять вежливые слова.
3–5 лет
- рассматривание иллюстраций к сказкам, художественным произведениям с изображениями добрых и злых героев;
- чтение, ситуативные разговоры, педагогические ситуации и беседы по теме праздника (о добрых и злых героях, их поступках; способах и формах выражения доброты друг к другу, родным, домашним животным, окружающим людям;
- о моральных нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия
01.02 - 05.02
Игры - драматизации по теме
«Календарь добрых дел». Кукольный театр
День безопасного поведения Цель: формировать представление об основах безопасности жизнедеятельности. Закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения. Закрепить знания о назначении светофора и его цветах -красном и зеленом. Расширять представления у детей о том, какое поведение опасно.
3–5 лет
- ситуативные разговоры, педагогические ситуации об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе;
- развивающие игры на освоение правил безопасного поведения: «Ты и дорога», «Ты дома», «Ты на ледовом катке» и т. д. ;
- рассматривание иллюстраций, тематических альбомов по правилам безопасности собственной жизнедеятельности;
- игровые ситуации (по правилам безопасного поведения).
08.02 - 12.02 Оформление коллажа «Дети и дорога», «Красный, желтый, зеленый» Итоговое тематическое занятие
День защитников отечества.
Цель: формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей. Воспитание уважения к защитникам Отечества. Уточнить знания детей о родственных связях; воспитывать любовь неуважение к своим близким, культуру поведение. Формировать первичные тендерные представления (воспитывать в мальчиках быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).
3–5 лет
- ситуативные разговоры с детьми по теме праздника;
- рассматривание иллюстраций военной техники, военных в форме;
- разучивание песен, стихотворений, танцев к празднику;
- подвижные игры по теме
- чтение художественной литературы по теме праздника;
- изготовление подарков для пап и дедушек по теме праздника;
- оформление фотоальбомов, коллажей, фотовыставок на тему: «Я горжусь своим папой (дедушкой)». 15.02 - 22.02 Вручение подарков папам и дедушкам к празднику.
Оформление фотоальбомов, коллажей, фотовыставок на тему: «Я горжусь своим папой (дедушкой)».
Спортивно – музыкальное развлечение
«День защитника Отечества».
Международный женский день.
Профессии наших мам.
Цель: воспитание чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. Уточнить и расширить представления детей о труде в женских профессиях. Воспитывать уважение к людям любых профессий. Воспитывать доброе отношение к мамам, бабушкам, желание заботится о них, защищать, помогать. Формировать первичные гендерные представления.
3–5 лет
- ситуативные разговоры с детьми по теме праздника;
- разучивание песен, стихов, танцев к празднику;
- сюжетно – ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья»;
- игровые педагогические ситуации,
- рассматривание сюжетных картинок по теме праздника, рассказ по картинке;
- изготовление подарков, рисование букетов.
24.02 - 05.03 Изготовление подарков для женщин.
Поздравление женщин сотрудников детского сада. Итоговое тематическое занятие «Женские профессии»
Масленица.
Цель: создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. Знакомство с народной культурой и традициями праздника Масленица. Вовлечение детей принять участие в празднике. Знакомить с различными жанрами устного народного творчества
3-5 лет
- беседы: о традициях и обрядах праздника, о символах праздника - словесные дидактические игры и упражнения: «Назови, одним словом», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко» - чтение/общение/рассматривание иллюстраций. - Чтение стихотворений, чтение потешек, дразнилок, небылиц. - Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице: «Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица» 09.03 – 13.03 Изготовление атрибутов для масленичных гуляний Развлечение на свежем воздухе «Прощай, Масленица»
Весна – красна.
Цель: формировать знания о явлениях природы, об особенностях природы весной, о некоторых растениях родного края, о способах бережного отношения к природе. Увеличивать словарный запас. Формировать у детей элементарные представления о весне. Познакомить с признаками весны
3–5 лет
- чтение познавательной и художественной литературы, разучивание стихов по теме;
- загадывание и отгадывание загадок;
- речевые игры и упражнения на обогащение и активизацию словаря по теме;
- рассматривание сюжетных картинок;
- просмотр видео фильмов, фотографий, книг, открыток, об особенностях природы в весенний период;
15.03 - 26.03 Создание панно «Цветущая весна».
Итоговое тематическое занятие Наступила весна!»
Международный день театра Цель: приобщение к театральному искусству и формирование положительного отношения к нему. Продолжать воспитывать интерес к фольклорным и литературным сказкам. Способствовать восприятию и пониманию текста, оцениванию поступков героев. Учить детей выполнять роли в театрализованных представлениях по различным сказкам. Воспитывать любовь к сказкам
3–5 лет
- игры-драматизации сказок («Репка», «Колобок»,
«Теремок»,
- музыкальные, ритмические, пластические игры и упражнения;
- слушание и исполнение песен о театре и для театра, исполнение танцев для театральных спектаклей;
- игры с настольными театрами, перчаточными куклами. Пальчиковыми куклами.
- продуктивная деятельность по теме р. н. сказок.
29.03 – 02.04 Создание стенгазеты «Мы в театре»
Спектакль кукольный
День космонавтики
Цель: познакомить детей с праздником день Космонавтики, с названием нашей планеты Земля, ёе особенностями. Формировать первоначальные представления о космическом пространстве, «Солнечной системе» и ее планетах, о роли освоения космоса в современном мире. Знакомить с профессиями: космонавт, летчик. Развивать интерес, наблюдательность. Воспитывать любовь к родной земле, уважительное отношение к труду взрослых.
3-5 лет
- беседа на тему «Как одевают космонавты». - чтение худ. лит. – стихотворение «Вот звездное небо…» - сюжетно-ролевая игра «На космодроме». - наблюдение за небом «В небе звездочка живет» - подвижная игра «День и ночь» - ситуативная беседа о труде взрослых. «Какие профессии нужны чтоб человек полетел в космос» 05.04 - 12.04
Выставка поделок и рисунков на тему «Мы в космосе!» Итоговое тематическое занятие «Необъятный космос»
Международный день здоровья Цель: формировать ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширить представление детей о том, какое поведение опасно; развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности.
3–5 лет
- игры - экспериментирование (с водой, мылом, зубными щёткой и пастой, бумажными салфетками и т. п.,
- подвижные игры, развивающие игры «Пирамида здоровья», «Аскорбинка и её друзья» и др. ;
- чтение и разучивание стихотворений по теме праздника (на литературном и фольклорном материале);
13.04 - 16.04 Создание фотоальбомов «Мама, папа, я вместе здоровая семья».
Спортивный праздник совместный с родителями: «Мама, папа, я вместе здоровая семья»
Насекомые Цель: познакомить детей с представителями живой природы: насекомыми. Устанавливать отличия у бабочки и жука: у бабочки яркие, большие крылья, усики, хоботок; у жука твердые крылья, жужжит. Развивать зрительное внимание и любознательность.
3-5 лет
- рассматривание альбома «Насекомые»
- способствовать развитию у детей познавательного интереса к миру насекомых.
- дидактическая игра «Разложи бабочек по величине». – подвижная игра «Веселые жучки» - чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» 19.04 - 23.04 Оформление стенгазеты на тему «Братья наши меньшие!» Итоговое тематическое занятие «Муха – Цокотуха»
День труда.
День Великой Победы.
Цель: продолжать формировать представление о празднике Великой Победы, создание праздничного весеннего настроения, воспитание уважения к защитникам Отечества, ветеранам. Формировать у детей представление о празднике «День Победы», о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Обогащать словарный запас. Воспитывать уважение к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны
3–5 лет
- ситуативные разговоры по теме праздника;
- рассматривание иллюстраций с изображением праздника;
- оформление панно или поздравительных открыток «Праздничный салют». 26.04 - 10.05 Оформление панно или поздравительных открыток «Праздничный салют».
Акция «Георгиевская ленточка»
День семьи Цель: уточнить знания детей о родственных связях, воспитывать любовь и уважение к своим близким. Формировать представления о семье и своем месте в ней.
3-5 лет
- беседа «Назови свое имя и фамилию».
- пальчиковая гимнастика «Семья».
- чтение С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» .
- сюжетно – ролевая игра «Семья».
- внесение и рассматривание плаката «Моя семья».
- беседа «Как тебя называют дома, почему?».
11.05 - 28.05 Создание фотовыставки «Папа, мама, я - дружная семья!» Итоговое тематическое занятие «Моя семья»
Здравствуй, лето!
Цель: знакомство с летом. Как со временем года. Формирование представлений об изменениях происходящих в жизни животного мира, живой и неживой природе, сезонном труде человека. Расширять представления о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.
3–5 лет
- чтение познавательной и художественной литературы, разучивание стихов по теме;
- загадывание и отгадывание загадок;
- речевые игры и упражнения на обогащение и активизацию словаря по теме;
31.05 - 04.06 Создание панно на тему «Вот оно какое наше лето!» Спортивно – музыкальное развлечение:
«Здравствуй, лето!»
Летняя оздоровительная компания Цель: создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление, физическое и личностное развитие детей, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
По плану летней оздоровительной работы
07.06 - 31.08