Оксана Ломакина
Цикл занятий по теме «Космос» (продолжение 2)
▼ Скачать + Заказать документы
С данным занятием я выступала на районном конкурсе воспитатель года. Результат - второе место.
"От кареты до ракеты".
Цель: Расширять знания летательных аппаратов.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
Закреплять знания о первооткрывателях космоса.
Развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования. Поощрять желание детей строить простейшие умозаключения и выводы.
«Речевое развитие»
Расширять словарный запас детей: Параплан, воздушный шар, реактивный двигатель, звездочет, дельтаплан.
Публикация «Цикл занятий по теме „Космос“ (продолжение 2)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать самостоятельность, инициативу.
Материалы и оборудование:
Дидактическое пособие «Солнечная система», глобус, пластиковая бутылка для опыта, трубочка от сока, бумажный макет ракеты, сода пищевая, лимонный сок, блюдце, воздушный шар, скотч, веревочка, иллюстрации : звездочет, летательные аппараты, Ю. Гагарин, Белка и Стрелка, иллюстрации к сказке о звездочете, обручи для игры.
Предварительная работа:
Знакомство детей с элементарными знаниями о Солнечной системе, первооткрывателями космоса.
Содержание деятельности:
В. - Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся! Я Оксана Александровна, воспитательница из д/с «Лесная сказка», который находится в поселке Чаадаевка. А как вас зовут? Чем вы любите заниматься в детском саду?
Д. -…
В. - А любите ли вы загадки и тайны?
Д. - Да!
В. - Тогда ответьте пожалуйста, что это у вас такое?
Д. - Это макет Солнечной системы.
В. - А что на нем изображено?
Д. - Планеты и Солнце.
В. - А знаете ли вы, что такое Солнце?
Д. - Это звезда.
В. - А можно на нее слетать? Почему?
Д. - Нет, там очень жарко.
В. - Да, действительно. А ведь очень давно люди еще не знали об этом, но очень хотели узнать, что это за светящиеся точки на ночном небе, изучали их. Поэтому они всегда стремились ввысь и строили различные летательные аппараты (показ иллюстраций).
В. - А вы знаете, как назывались ученые, которые изучали звезды?
Д. -Звездочеты.
В. - А почему их называли звездочетами?
Д. -Они любили звезды, они их считали.
В. - Правильно, они считали звезды. Вот об одном из таких звездочетов я и хочу рассказать вам сказку (рассказывание идет параллельно с показом иллюстраций).
Сказка:
Жил был звездочет. Каждую ночь он наблюдал звезды, а днем изучал самую близкую звезду – Солнце, пытаясь разгадать тайну ее рождения и жизни. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочет решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому.
-Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!- решил он.
- Что ты, что ты,- заскрипела карета,- мне не выдержать такого длительного путешествия – развалюсь по дороге! Ведь оно продлиться не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль.
Послушался Звездочет, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва взялся за руль, как зарычал мотор :
- Фр-р! Не буду включаться! Сто лет работать без отдыха! Не желаю!
- Не соглашайся, прошуршали шины. – в космосе для машин нет дорог… Пусть возьмет самолет, он, по крайней мере, умеет летать.
Отправился Звездочет к самолету:
- Отнеси меня, пожалуйста, на Солнце! Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобиться тебе для этого?
- Десять лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре- красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве.
- Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек! - серебристым голосом пропела ракета. - Не пройдет и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, я, одна знаю туда дорогу. Садись!
Но только было Звездочет собрался занять свое место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул:
- Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?
Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом - и пропал из глаз.
Но это, конечно же сказка.
В. - А мог ли Звездочет на самом деле отправиться на луче в путешествие?
-На чем в самом начале хотел полететь звездочет в космос?
- Почему самолет не полетел в космос?
-А на чем же летают люди в космос?
Д. - На ракете.
В. - Ну вы наверняка знаете, кто самый первый полетел в космос?
Д. - Белка и Стрелка, Юрий Гагарин.
В. - Молодцы! Конечно же самыми первыми в космосе побывали собаки : Белка и Стрелка (показ иллюстрации, а после них в космос полетел человек - Юрий Гагарин. Но чтобы их выбрали из нескольких тысяч претендентов, они много тренировались. А мы свами поиграем, чтобы узнать кто из вас самый быстрый и ловкий.
Физкульт-минутка. Игра "Ракетодром".
На полу разложены несколько обручей. Количество "ракет" меньше, чем число играющих. В каждой ракете определенное количество мест. Дети идут по кругу со словами:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета по планетам.
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Дети бегут к ракетам, стараясь занять место. Те, кому ракеты не досталось, встают в центр. (3 раза).
В. - Молодцы! Думаю, даже те ребята, кому места не досталось, непременно потренируются и станут настоящими космонавтами.
В. - Ребята, а почему в космос летают только на ракете? Может можно на самолете, или воздушном шаре?
Д. -Самолет летает около Земли, и воздушный шар тоже.
В. - На самом деле все дело в воздухе. Для самолета, да и воздушного шара воздух просто необходим, без него они просто не взлетят. Крылья самолета опираются на воздух, как у птицы, а воздушный шар передвигается с помощью теплого воздуха (теплый воздух в шаре тянет его вверх).
А ракета единственное устройство, которому для движения не нужен воздух, наоборот, в космическом пространстве ракета летит быстрее, ее двигатели работают лучше.
Но и это еще не все.
В космос попасть не так просто. Недостаточно просто пересечь воздушный океан. Ракета должна сделать это настолько быстро, чтобы Земля не успела ее обратно притянуть (ведь наша планета очень сильная, все притягивает и ничего не отпускает).
Но чтобы преодолеть это препятствие необходимо лететь очень быстро, со скоростью 8км в секунду.
Ни автомобиль, ни самолет не могут передвигаться с такой скоростью. Эта скорость называется первая космическая.
В. - А вы хотите запустить свою ракету?
Д.
Эксперимент №1.
В. - Возьмем ракету (из бумаги) и вставим в нее аппарат. Начинаем обратный отсчет: 3-2-1-пуск!
По команде "пуск" один из детей прыгает на бутылку ногами. Ракета полетит вверх.
В. - Ребята, а почему ракета взлетела, как вы думаете?
Д. - Из-за воздуха, он оттолкнул ее.
В. - Направленная струя воздуха, вытолкнутого из бутылки, поднимает легкую бумажную ракету.
Мы с вами уже определили, что ракета самый быстрый вид транспорта на Земле. И все это потому, что у нее особый двигатель- реактивный. А как вы думаете, почему он так называется.
Д. -Потому что реагирует.
В. - Дело в том, что реактивные двигатели работают на топливе, состоящем издвух специальных разных веществ. Сами по себе они преспокойненько храняться и ничего не делают, но внутри двигателя они смешиваются и вступают в реакцию, что приводит к большим выбросам тепла и газа.
Эксперимент №2.
Возьмем например два вещества : питьевую соду- белый безвредный порошок и лимоный сок. Посмотрите, отдельно друг от друга они ничего не делают, но если их смешать, то получится бурная реакция. То же самое происходит и в двигателе ракеты, поэтому-то он и называется -реактивным!
В. - А хотите посмотреть как это происходит?
Д. -Да!
Эксперимент №3.
В. - Для этого эксперимента нам понадобится воздушный шар. Наметим траекторию его полета с помощью веревочки и трубочки. Представьте, что это реактивный двигатель, в котором произошла реакция, что привело к большим выбросам тепла и газа. Убираем прищепку- шарик летит вверх. Как вы думаете, отчего это произошло?
Д. - Шарик сдулся, воздух его унес,.
В. - Газы, вырываясь наружу, приводят в движение ракету.
В. - Понравились вам наши эксперименты?
Входит воспитательница детей.
В. - Что интересного вы узнали?
Что больше всего запомнилось?
О чем вы расскажете своим товарищам, когда прейдете в группу?