Наталья Баранова
Цикл занятий для детей подготовительной группы «Музыкальная гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
Декабрь. Третья встреча в музыкальной гостиной.
Цель: сформировать знание о группе «Струнные музыкальные инструменты».
Задачи:
1. Формировать элементарные представления о струнных музыкальных инструментах.
2. Дать представление об основных особенностях строения струнных музыкальных инструментов, способах звукоизвлечения и приёмах игры.
3. Приобщить воспитанников к классической музыке через изучение струнных инструментов симфонического оркестра.
Публикация «Цикл занятий для детей подготовительной группы „Музыкальная гостиная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Обогащать словарный запас, расширять кругозор детей, прививать любовь к музыке.
5. Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческих способностей детей
Звучит отрывок польки Б. Чайковского и х\ф «Женитьба Бальзаминова») Дети входят в зал и садятся на стульчики. [/i]
Музыкальный руководитель: Ребята, вам знакома музыка, которая сейчас звучала? Если она звучит, вы оказались в «Музыкальной гостиной». А вы помните, о чем мы говорили, когда встречались в прошлый раз? (Ответы детей) Мы говорили об духовых музыкальных инструментах. Какие из них вы помните? (Ответы детей) А что нас ждет сегодня? Сегодня к нам в детский сад снова пришла посылка от феи Музыки. Давайте поскорее ее откроем. (Открывает и достает письмо и баночку с натянутой посередине резинкой). Ребята, вы что-нибудь понимаете? (Ответы детей) Давайте прочитаем письмо.
3 письмо от Феи Музыки:
Здравствуйте, мои друзья! Я очень рада вашим новым музыкальным познаниям и вижу в своем волшебном зеркальце, как вам интересно и весело. Продолжаю посылать вам загадки-подсказки о том, что вы узнаете дальше. Смелее идите вперед и вас ожидают настоящие музыкальные чудеса!
Музыкальный руководитель: вот это да. Я даже не представляю, что мне делать с этим предметом, как извлечь из него музыкальный звук? Ребята, помогайте. Кто смелый?
Педагог дает пожелавшему ребенку баночку, вместе и по очереди отгибают резинку, получается звук.
Музыкальный руководитель: ребята, я поняла, о чем предлагает сегодня нам поговорить фея Музыки. Давайте снова обратимся к древнему человеку, жившему много-много лет назад и только начинающему изобретать музыкальные инструменты. Может быть, в первый раз он услышал этот звук и заинтересовался им, когда задел большую щепку на пеньке дерева. А может быть, когда изобрел новое оружие для охоты – лук со стрелами. Натянул тетиву лука, чтобы запустить стрелу, сделал это, а натянутая тетива издала звук. И стрела, которая попала в дерево, тоже зазвучала необычным звуком. Человек стал исследовать получившееся действие и со временем придумал струны и различные струнные музыкальные инструменты.
Высота звука зависит от длины, толщины струны и силы её натяжения. Когда музыкант играет на струнном инструменте, он пальцами левой руки зажимает струну, тем самым изменяя её длину. Благодаря этому меняется и высота звука.
Струны музыкальных инструментов выдерживают большие нагрузки. Изготавливают их из прочных нейлоновых нитей или стальной проволоки. Но струны сами по себе не могут издавать достаточно громкие звуки. Насыщенное и мощное звучание обеспечивает полый корпус инструмента. А чтобы звук не остался запертым внутри корпуса, на нём есть специальные отверстия.
Извлечь звук из натянутой струны можно по-разному.
Иногда струну защипывают кончиками пальцев или специальной пластинкой - медиатором. Такие инструменты называются струнные щипковые.
Иногда при игре используют смычок. Это струнные смычковые инструменты. Смычки не отличаются по форме, делают их из деревянной трости (древка) и пучка конского волоса.
Как вы думаете, какие струнные музыкальные инструменты самые известные и любимые в нашей стране? (Ответы детей) Да. Это балалайка, а также гусли.
Демонстрируется картинка «Гусли»
Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Их история насчитывает тысячелетия. число струн у них непостоянно: встречались 4-, 5-, 6-, 9-струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см. на гуслях играет герой известно русской народной сказки Садко, с их помощью он отвлекает морского царя. Послушаем, как они звучат.
Звучит отрывок аудиозаписи «Эй, вы, калики перехожие» гусли Кантелеон (Кирилл Богомилов)
Какое нежное, переливчатое звучание. Вам понравилось?
Демонстрируется картинка «Балалайка»
Самый, пожалуй, известный русский народный инструмент -балалайка. У неё треугольный корпус и всего три струны, но как весело и заливисто она может звучать! Без балалайки трудно представить себе оркестр народных инструментов. O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей. Предлагаю всем превратиться в балалаечников и «сыграть» веселую музыку.
Звучит отрывок аудиозаписи «Кадриль»
Дети имитируют игру на балалайке.
Демонстрируется картинка «Гитара»
А кто узнал этот инструмент? Правильно. Гитару очень любят в Испании. Гитары бывают шести- и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. В Испании более распространена шестиструнная гитара. И вот как звучит гитара, послушаем.
Звучит отрывок аудиозаписи В. Лобос «Прелюдия для гитары»
Королевой струнных музыкальных инструментов является скрипка. Ее звуки очень близки к звукам человеческого голоса.
Демонстрируется картинка «Скрипка»
Скрипка - самый маленький инструмент скрипичного семейства. Во время игры музыкант держит её под подбородком. Играют на ней с помощью смычка. Давайте послушаем, как она звучит.
[i]Звучит отрывок аудиозаписи М. Брух «Фрагмент концерта для скрипки с оркестром»[/i]
Немного крупнее скрипки - альт, его звук ниже и бархатистее.
Демонстрируется картинка «Альт»
Ещё один струнный смычковый инструмент - виолончель. Музыкант играет на ней сидя, уперев инструмент в пол заострённой металлической ножкой.
Демонстрируется картинка «Виолончель»
Самый большой струнный смычковый инструмент, высотой от 180 до 200 сантиметров, - контрабас. На нём музыкант играет стоя. В оркестре контрабас незаменим - из всех инструментов низкого регистра только у него звук такой густой и плотный.
Звучит фрагмент аудиозаписи «Звуки контрабаса»
А сейчас мы познакомимся с самым красивым и по внешнему виду, и по звучанию струнным инструментом.
Демонстрируется картинка «Арфа»
Кто знает, что это за инструмент. (Ответы детей) Да, это арфа. Прекрасно выглядит арфа. Изящная как крыло большой бабочки, смотрится по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн.
Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века. Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций.
Об арфе можно рассказывать ещё много, но лучше послушать её нежный, прозрачный, чарующий голос. Арфа может входить в состав оркестра, а может быть солирующим инструментом, но, чтобы солировать на арфе исполнитель должен быть настоящим виртуозом! Я предлагаю вам послушать ее звучание.
[i]Звучит фрагмент аудиозаписи П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»[/i]
Арфа один из самых больших по размерам струнных музыкальных инструментов. А вы знаете, ребята, что арфа и наше фортепиано очень близкие родственники? Мы сейчас с вами посмотрим, как выглядит наше фортепиано внутри.
Музыкальный руководитель открывает верхнюю часть, затем нижнюю. Показывает, как образуется звук, демонстрирует высокие звуки и низкие, объясняет, почему они так отличаются. Обращает внимание детей на педали внизу. Демонстрирует и комментирует их работу.
Давайте послушаем, как звучит фортепиано.
[i]Звучит фрагмент аудиозаписи Л. Бетховен «К Элизе» [/i]
Таким образом, наше фортепиано – это сложный ударно-клавишный инструмент. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте, так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль. Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов. Родственником нашему пианино является и король всех музыкальных инструментов, самый большой музыкальный инструмент …. Какой это инструмент, помните? (Ответы детей) правильно, орган. У него тоже клавиши и педали, но звуки образуются где, подсказывайте, (Ответы детей) да, в многочисленных трубочках. Ребята, а как вы думаете, можно на таких сложных музыкальных инструментах сразу сыграть красивую мелодию? (Ответы детей) Даже играя на простых ударно-шумовых инструментах нужно соблюдать определенные правила и быть очень внимательным. А чтобы сыграть даже простенькую мелодию, нужно приложить много стараний, чтобы ее выучить. А где учат играть на музыкальных инструментах? (Ответы детей) Да, в музыкальной школе, а те, кто хочет совершенствовать свою игру, кто хочет стать профессиональным музыкантом, идут учиться дальше: в музыкальное училище и консерваторию.
Ну что же, пришло время нам с вами поиграть на струнных инструментах самим. Мы будем играть простейший ритм, уже знакомый вам. Сегодня мы будем украшать знакомую вам русскую народную мелодию «Ах, вы, сени, мои сени».
Муз. Руководитель и воспитатель раздают детям имеющиеся детские струнные музыкальные инструменты. Можно создать три группы: ударные, духовые, струнные. Затем дети проигрывают приведенный ниже ритмический рисунок отдельными группами, а в конце играют все вместе. Струнные выполняют первую часть рисунка, проводя по всем струнам в направлении «От себя», вторую часть рисунка – «От себя – к себе»
Музыкальный руководитель: Какая необычная музыка у нас с вами получилась. Мы с вами замечательно провели время. Вам понравилось? С какой группой музыкальных инструментов мы сегодня познакомились? Давайте еще раз все вместе скажем: со струнными музыкальными инструментами. Какой струнный инструмент вам больше всего запомнился? (Ответы детей). Для того, чтобы у вас у всех была возможность поиграть на струнных музыкальных инструментах, предлагаю взять их с собой в ваш музыкальный уголок. Но будьте с ними бережны! На сегодня наша встреча окончена. До новых встреч.
Звучит отрывок польки Б. Чайковского и х\ф «Женитьба Бальзаминова», дети выходят из зала.