Анна Егорова
Цикл наблюдений за зимующими птицами в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, коллеги.
В январе на участке детского сада дети вместе с воспитателем продолжают наблюдать за зимующими птицами, подкармливать их. Воспитатель учит детей замечать различных птиц в ближайшем окружении: на дорожках, в небе, на деревьях участка. Педагог может предложить понаблюдать за птицами, которые садятся на кормушку, во время кормления, или за теми, которые ждут корма рядом. Проводится беседа: для чего нужна кормушка, зачем ей крыша? и т. д. Воспитатель демонстрирует, как правильно насыпать корм в кормушку. После этого дети пробуют самостоятельно. С дошкольниками воспитатель отдельно выделяет, проговаривает действия птиц : прилетели, улетели, вспорхнули, клюют. Воспитатель подводит детей к тому, какие птицы прилетаю первыми к кормушке: быстрые, юркие, смелые и т. д. Педагог может задать вопросы: чем птица собирает зерна (пшено, семена и тд, как они кричат, прыгают? Дети называют различных птиц : голубя, воробья, ворону.
Публикация «Цикл наблюдений за зимующими птицами в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
На первой неделе начинается систематические наблюдения за снегом. Продолжается знакомство со свойствами снега: белый, холодный и тд. Ежедневно воспитатель на прогулке читает короткие стихотворения, загадки, рассказы о зимующих птицах, беседы о заботе за пернатыми.
На второй неделе продолжается подкормка птиц и наблюдение за ними. Дети учатся различать ворону и воробья по окраске, размеру (воробьи маленькие, коричневые, летают стаями. Птицы садятся в кормушку и клюют корм; ворона -птица большая, черно-серой окраски, часто летает одна, на кормушку не салится. Воспитатель описывает внешний вид пернатых и показывает картинки с изображением птиц. Во время беседы педагог предлагает детям насыпать в кормушку хлебных крошек, понаблюдать за поведением птиц, внешним видом (если прилетели на участок). Можно задать вопросы: чем покрыто туловище? Для чего нужны глаза? Почему птицы прилетают именно на наш участок? Каких птиц видно чаще? Педагог может предложить пройти вокруг детского сада и посмотреть, какие кормушки изготовили ребята из других групп. Повторить названия птиц.
Продолжается знакомство со свойствами снега. Если снег на участке только выпал, он рыхлый, на нем остаются следы: от птиц, обуви, санок. С детьми можно посмотреть- остались ли следы от птиц около кормушки. Педагог может дать детям заранее приготовленные формы, печатки. Чтобы дети попробовали самостоятельно оставить следы на снегу. Ежедневно проводятся подвижные игры разной активности.
На третье неделе января проводятся наблюдения за погодой, птицами, продолжается подкормка птиц, знакомство с голубем. На участке во время дневной прогулки воспитатель обращает внимание, какая сегодня погода: снегопад, солнечно, есть ли ветер или он отсутствует, какое небо: пасмурно, голубое и т. д. Если на улице ветрено, обратить внимание, как качаются деревья, сидят ли них птицы.
Воспитатель знакомит с внешним видом голубя (показ картинки, описывает :крупнее воробья, прилетают на кормушку стаей, клюют, воркуют, они сизые или се6ро-голубые. Детям предлагается послушать стихотворения Е. Корда «Воробей» и И. Токмаковой «Голуби». Воспитатель с детьми сравниваю птиц- голубя и воробья, находят сходства и различия. Можно задать вопросы: как передвигаются птицы? Кто больше по размеру? Чем тело покрыто у птиц? Педагог предлагает дошкольникам роль следопыта-охотника, которые выслеживают зверей по следам (можно ввести понятие «следопыт»). Детям сначала показывают следы разных птиц на картинках, а затем они пробуют найти похожие следы на снегу. Воспитатель интересуется: кому принадлежат маленькие следы? Почему вы так думаете? На что похож этот след? Во время прогулок проводятся подвижные игры, игровые упражнения.
На четвертой неделе воспитатель с детьми ежедневно наблюдают за кормушкой, за птицами, которые к ней прилетают. Педагог обращает внимание, как птицы летают, куда садятся, как клюют корм, как кричат, какие звуки издают, подражание. Ежедневно проводятся упражнения на развитие мелкой моторики (покрошить хлеб, пальчиковые гимнастики («Кормушка», чтение коротких стихотворений, загадок; подвижные игры («Вороны», «Воробей и автомобиль» и др., игровые упражнения. С понедельника крайней недели можно заполнять календарь наблюдений за птицами - вставлять в окошки картинки птиц, которые прилетали на участок во время прогулки. К концу недели подводится итог.