Марина
Фотоотчёт о длительных наблюдениях за зимующими птицами
Цели:
- продолжать расширять у детей представления о зимующих птицах;
- формировать познавательный интерес к длительным наблюдениям за жизнью птиц зимой;
- учить узнавать и различать птиц их внешнему виду (размер, оперение, место обитания, чем питаются, выделять отличительные особенности);
- учить составлять описательные рассказы о зимующих птицах;
- продолжать знакомить детей с народными приметами об изменениях в погоде по поведению птиц;
- формировать представления о заботе человека о птицах в зимнее время;
Публикация «Фотоотчёт о длительных наблюдениях за зимующими птицами» размещена в разделах
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2019
- закреплять у детей знания о правилах кормления зимующих птиц;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к зимующим птицам.
Предварительная работа.
- Наблюдения за птицами, прилетающими на участок детского сада в зимний период, из окна группы и на участке во время прогулки.
- Рассматривание птиц, составление описательных и сравнительных рассказов о зимующих птицах.
- Беседы о зимующих птицах, разгадывание загадок, заучивание стихотворений, чтение произведений художественной литературы.
- Проведение викторин, праздников и досугов, посвящённых зимующим птицам.
- Художественное творчество детей на занятиях по изобразительной деятельности по теме «Зимующие птицы».
Непосредственная организованная деятельность детей – наблюдения за зимующими птицами.
На участке нашего детского сада посажено очень много деревьев рябины, поэтому мы с ребятами можем часто наблюдать за дроздами – рябинниками. Ребята с большим интересом наблюдают за тем, как птицы шумной стаей с громким щебетом угощаются ягодами рябины и уже через некоторое время на ветках рябины ничего не остаётся, а стайка птиц перелетает на другое дерево. Во время наблюдений обращаю внимание детей на внешний вид птиц, цвет их оперения.
1. Загадки о зимующих птицах.
Дети отгадывают загадки.
Рассматриваем с детьми на снегу птичьи следы.
2. Вопросы.
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Какие птицы прилетают зимой к нам на участок?
- Каких птиц мы называем кочующими? Почему?
- Назовите отличительные особенности зимующих птиц.
- Чем питаются птицы зимой?
- Как человек заботится о птицах
3. Составление описательных рассказов о зимующих птицах и о том, как мы помогаем птицам зимой. (Дети составляют рассказ о своей птице в форме диалога).
Обобщаю ответы детей. Обращаю их внимание на то, что воробьи, голуби, вороны – это птицы зимующие, а кочующие птицы – снегири, свиристели, дрозды – рябинники, клесты, синицы прилетают к нам из лесов ближе к человеческому жилью только с наступлением сильных холодов.
Если голуби, вороны, воробьи в подкормке не нуждаются, потому что они легко смогут найти его в мусорных контейнерах, на свалках. А вот лесные птицы не умеют питаться с помоек, как воробьи и голуби. Они питаются вредными насекомыми, а если их зимой нет, то птицы могут погибнуть. Вот почему так важно подкармливать птиц зимой.
Стараюсь донести до сознания детей, что зимующим птицам не так страшен холод, как голод!
4. Дидактическая игра «Каких птиц много?».
- К нам на участок прилетает много … зимующих птиц.
- На дереве много … снегирей, синиц.
- На рябину прилетело много … дроздов - рябинников.
- На кормушке много … воробьёв и синиц.
5. Ежедневно на прогулке подкармливаем зимующих птиц, насыпаем в кормушки корм – крупу, семена подсолнечника, ясеня и сушеные ягоды рябины, которые дети заботливо собирали для птиц осенью.
Напоминаю детям о том, что диких птиц нельзя много подкармливать, так как птицы перестают потреблять естественные корма, что очень опасно для их жизни.
Детям интересно наблюдать за тем, как птицы замечают, что в кормушке насыпан корм, и тогда одна или две птички своим щебетом радостно сообщают остальным, и уже целая стая слетается на их щебет, раскачивают кормушку. Птицы хватают корм и улетают, чтобы склевать его.
6. Заучивание стихотворения:
«Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Небогаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима!»
7. Подвижные игры «Воробушки и кот», «Перелёт птиц», «Снегири».
Цели: развивать ловкость детей, умение ориентироваться в пространстве, развивать основные движения: бег, лазанье, спрыгивание, соблюдать правила игры.
8. В морозные дни наблюдаем с детьми за поведением птиц.
Объясняю детям, что в морозные дни птицы совсем не летают, а сидят, нахохлившись, для тепла тесно прижимаются друг к другу, прячут свои клювики под крылышко. Зимой у всех птиц оперение тёплое, густое и более длинное, а между пёрышками у птиц – воздух, который задерживает тепло и не допускает холод. На лету птицы очень быстро мёрзнут, потому что в полёте к телу птицы быстрее устремляется холодный воздух.
9. Народные приметы.
- Птица хохлится - к непогоде.
- Воробьи стайками перелетают с места на место перед сильным ветром.
- Ворона прячет клюв под крыло – к холоду.
- Синички с утра начинают пищать – ожидай ночью мороз.
- Воробьи весело расчирикались – к оттепели.
10. Художественное творчество детей.
Всем коллега большое спасибо за внимание и поддержку!