Анна Егорова
Цикл наблюдений за елью с детьми младшего дошкольного возраста
Цикл наблюдений за елью с детьми младшего дошкольного возраста
Добрый вечер, коллеги!
Мир природы пробуждает у детей интерес к трудовой деятельности, воспитывает бережное отношение к живому. Во время прогулки на территории ДОУ можно провести цикл наблюдений за елью с целью закрепления умения узнавать дерево по характерным признакам.
Публикация «Цикл наблюдений за елью с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Ель, сосна. Наблюдения за хвойными деревьями
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Средняя группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Темочки
Для наблюдения за елью можно выбрать одно из деревьев на территории детского сада. Наблюдения проводят в зимний период.
Наблюдение1. «Как узнать ель?»
На первой прогулке (декабрь) педагог загадывает детям загадку про елочку. После этого показывает детям новое дерево, рассказывает об основных отличиях от других деревьев, говорит, как правильно оно называется. Воспитатель обращает внимание, что в отличие от других деревьев ель всегда зеленая, предлагает дотронуться руками до еловых лап, сделать вывод, почему ветви покрыты колючими иголками, сравнить дерево с березой.
Воспитатель рассказывает детям, сколько дерево живет, какой высоты достигает, как в народе говорят: «Зимой и летом-одним цветом».
Наблюдение2. «Все ли мы знаем про ель?»
Во время следующей прогулки продолжаются наблюдения за елью. Педагог показывает детям, что у зеленого дерева есть ствол, спрашивает, есть ли у дерева листочки, дети вспоминают, что на ветвях растут разного размера зеленые иголки, которые покрыты плотной кожицей. Во время наблюдения можно сказать, что ветви на дереве тоже разные- снизу раскидистые, а вверху- редкие и маленькие. После рассказа педагог предлагает детям показать ствол и ветви, потрогать дерево руками. Воспитатель может спросить: «На какую геометрическую фигуру похожа елка?» .
Во время прогулки детям можно предложить собрать упавшие с ветвей шишки в коробочку для поделок.
Наблюдение 3. «Елка живая»
Следующий этап наблюдения за елкой- воспитание бережного отношения к дереву. Воспитатель говорит, какая ель красивая, предлагает поздороваться с деревом, взяться за руки и поводить хоровод, сказать, какие слова ласковые можно подобрать: лесная красавица, стройная и тд.
Педагог рассказывает, что если будет много снега на ветвях, то под тяжестью они могут сломаться, поэтому необходимо снег стряхивать, ухаживать за елочкой (показать, как это сделать). А чтобы корням было теплее зимой, необходимо прикапывать ствол снегом. Педагог предлагает детям лопатками «утеплить» стол.
Вспоминают пословицы, песни, сказки про елочку.
Наблюдение 4. Что находится в шишках ели?»
Во время наблюдения воспитатель показывает детям две шишки разного размера. Дети называют цвет шишек, нюхают, трогают руками- шишки шершавые, ощущается запах смолы. Педагог объясняет, что у шишки есть чешуйки, которые плотно прилегают друг к другу- домики для семян. Затем шишки заносят в группу и наблюдают, что с ними произойдет- чешуйки открылись. Из семян, выпавших их чешуек, вырастают новые елочки.
Наблюдение 5. «Сравнение живой и искусственной елки»
На прогулку воспитатель берет искусственную елку и предлагает поставить ее в снег около живого дерева. Дети рассматривают обе елки, находят ствол, ветви, трогают руками иголки. Вместе с воспитателем делают вывод, что деревья похожи, но искусственная ель не пахнет, ее можно переносить и ставить в любое место, украшать елочными игрушками, иголки на елке не осыпается. Живая ель красивая, ее украшает иней и снежок, приятно пахнет. Для закрепления наблюдения в группе можно провести занятие по художественному творчеству на тему «Украсим елочку», а искусственную украсить игрушками.
Во время каждой прогулки педагог предлагает детям различные игровые задания для закрепления, чтение коротких рассказов или стихотворений, подвижные игры.