Ксения Грухина
Использование «чудо-песочницы» как способ гармонизации психоэмоционального благополучия детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД №1. Использование «Чудо - песочницы», как способ гармонизации психоэмоционального благополучия детей 4-5 лет.
СЛАЙД № 2. Одним из направлений песочной терапии является, возникший сравнительно недавно техника рисования песком на подсвеченной поверхности стола, который отличается от игры с песком, где создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок, миниатюрных игрушек разной символики (звери, люди, дома, мосты, пирамиды, деревья).
Публикация «Использование „чудо-песочницы“ как способ гармонизации психоэмоционального благополучия детей 4–5 лет» размещена в разделах
Рисование песком на стекле – это техника, которой чуть больше 30 лет. Первые школы рисования песком появились в Соединенных Штатах Америки в конце прошлого века. А изобрела такое рисование канадская режиссер-аниматор Кэролайн Лиф, создав в 1974 году первый «песочный» мультфильм. Ее опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов, но как коррекционно-развивающий метод рисование песком стало использоваться только в наши дни.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка.
СЛАЙД № 3. Федеральный государственный стандарт обращает внимание на возможность организации образовательного пространства, которое должно содействовать личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом этапе развития личности. Профилактике и преодолению трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников. Эмоциональное развитие дошкольников тесно связано с психологическим здоровьем, основу которого составляет гармоничное сочетание интеллектуального, телесного и психического. Нарушения в эмоциональной сфере приводят к нарушению психологического здоровья. Следовательно, в дошкольном возрасте необходимо работать над формированием эмоциональной устойчивости, жизнерадостности, открытости к общению, творчества как факторов влияющих на полноценное психическое развитие и здоровье детей, что подтверждают слова Л. С. Выготского: «Эмоциональная сфера личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны и составляет предмет и заботу в воспитании в той же мере, как ум и воля».
В настоящее время, в том числе и в нашем детском саду у многих детей наблюдается нарушение эмоциональной и поведенческой сферы и связанные с ними трудности. Поэтому работа над гармонизацией психоэмоционального благополучия приобретает особую актуальность и является приоритетным направлением в моей работе с детьми 4-5 лет.
Осознавая всю важность, и необходимость данной темы передо мной встали три основных вопроса:
1. Как гармонизировать психоэмоциональное состояние детей 4-5 лет?
2. Как развить тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, а также воображение?
3. Как детям научиться осознавать себя и выражать собственные чувства?
СЛАЙД № 4. Перед началом своей работы с детьми среднего возраста ставлю цель: Создать условия для гармонизации психоэмоционального благополучия детей 4-5 лет.
Для достижения цели планирую выполнение задач:
1. Создать предметно-пространственную среду, направленную на гармонизацию психоэмоционального состояния, а также развития мелкой моторики руки;
2. Познакомить с приёмами рисования песком на световом столе;
3. Способствовать развитию творческого потенциала детей, потребности в выражении своего отношения к окружающему миру.
СЛАЙД № 5. В связи с необходимостью организации педагогической деятельности с учётом потребностей современных детей и требований стандарта мы создаём условия для психоэмоционального благополучия детей. Постепенно, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, выстраивается пространство, способствующее снятию эмоционального и мышечного напряжения, а также развитию мелкой моторики рук. В своём кабинете психолога я выделила зону, рекомендуемую известными психологами и психотерапевтами, в которую входят световой стол, специальный песок, СЛАЙД № 6. материалы для творчества, фотокамера для моментальных снимков. Это пространство постоянно меняется и дополняется.
СЛАЙД № 7. Работа в данной зоне предполагает выполнение определенных правил:
1. Перед началом занятия с песком и его завершении необходимо мыть руки;
2. Категорически нельзя бросаться песком;
3. Нельзя брать песок в рот;
4. Не следует рисовать на столе острыми предметами;
5. Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
6. После игры надо убрать все на свои места.
СЛАЙД № 8. Песочная анимация имеет широкий спектр применения в работе с детьми: помогает снять стресс, понять ребенка, раскрыть его художественные способности, развивать мелкую моторику. Основные приемы рисования песком просты, и освоить их может любой дошкольник. В традиционном рисовании используются кисти, карандаши, фломастеры и пр. Здесь же главный инструмент художника – его собственные руки. Здесь могут быть задействованы как все пальцы, так и по отдельности. Обычно дети начинают с использования указательных – так привычнее, но для развития мозговой деятельности важно задействовать все. Рисуя пальцами, можно создавать не только основные линии рисунков, но и множество различных точек, изображая огоньки, свет, звездочки. Пальцами так же рисуются параллельные детали – к примеру, крылья бабочки, листья цветка. Параллельное рисование позволяет активно задействовать оба полушария головного мозга.
СЛАЙД № 9. Не позволяйте ребенку остановиться на привычном рисовании одним указательным – ведь задействование всех пальчиков позволяет активно развивать объемное мышление. С помощью пальчиков можно корректировать линии, добиваться большей четкости рисунка.
СЛАЙД № 10,11. Освоив основные техники с ребенком, мы можем переходить к созданию полноценных картинок при использовании различных материалов (трафареты, декоративные украшения и т. д).
СЛАЙД № 12. Рисуя песком, ребенок погружается в свой мир фантазий. Он начинает придумывать совершенно иной мир, он становится фантастом в буквальном смысле этого слова. Рисование картин песком успокаивает, координация движений становится лучше, развивается моторика рук. Для детского развития такой вид искусства полезен, поскольку развивает образное мышление. Двойное удовольствие дарит рисование под музыку — ее специально подбираю, создавая медитирующий фон.
СЛАЙД № 13. На небольшом экране за несколько мгновений рождаются песочные картины, изображения как - будто перетекают друг из друга под музыкальное сопровождение. Во время подобных занятий, песок впитывает в себя всю негативную энергию малыша, тем самым создавая гармонию между ним и окружающим миром. Занятия рисования с песком способствуют улучшению психического самочувствия ребенка, избавляют от фобии и страха перед неизвестным
СЛАЙД № 14. В результате системной работы с «чудо – песочницей» мы наблюдаем:
1. Дети освоили основные приёмы рисования песком;
2. Стали заметны начальные представления детей о правилах работы с песком;
3. Уменьшилось количество детей, испытывающих тревожность и страхи;
4. Наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики руки;
5. Стали определяться предпочтения детей в выборе темы рисования и материалов для творчества, склонности и интересы;
6. С помощью рисунков дети научились выражать своё отношение к окружающему миру;
7. В предметно-пространственной среде кабинета добавилась «Чудо-песочница».
СЛАЙД №15. Таким образом, «Чудо-песочница» – это универсальный приём для гармонизации психоэмоционального благополучия детей 4-5 лет, который может быть использован всеми педагогами-психологами детских садов для решения своих педагогических задач.
СЛАЙД № 16. Литература
1. Штейнхард, Л. Юнгианская песочная психотерапия [Текст] / Л. Штейнхард. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 320 с.
2. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [Текст] / М. Зельц. – ИНТ: Речь, 2010. – 94 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Практикум песочная терапия [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.
4. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н. А. Сакович. – Санкт-Петербург: Речь, 2008. – 166 с.
СЛАЙД № 17. Играйте с удовольствием!