Голубева Лидия
Чудеса на песке
▼ Скачать + Заказать документы
Чудеса на песке
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.
Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.
Публикация «Чудеса на песке» размещена в разделах
Слайд 1 С учётом особенностей зрительного восприятия предлагается использовать деревянный ящик размером 50/70/10 см. Дно ящика, выкрашенное в голубой цвет, обозначает воду, море; голубые борта – воздух и небо.
Слайд 2 Чтобы не пылился песок необходима крышка. Обязательный компонент для работы в песочнице – фигурки или их изображения.
Слайд 3 Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Слайд 4 Песочная терапия – это прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка, формируют умение прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости своим делом.
Слайд 5 Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребёнок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внешнего, так и внутреннего плана. Но основным положительным моментом, несомненно, является возможность получать ребёнком первый опыт рефлексии (самоанализа). Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребёнок переносит в реальную повседневную жизнь.
Для маленького ребёнка песочница – это целый мир. С её помощью можно раскрыть ребёнку любую лексическую тему, предоставить возможность потрогать явления окружающего мира, научить через собственный опыт сотрудничеству. Работать с песком можно с раннего возраста. Для раннего возраста не так много методических пособий, а техники и приёмы использования песка в работе с малышами очень интересны и разнообразны.
Возможности применения песочницы до конца не раскрыты и поистине безграничны. Песочницей в работе могут пользоваться психолог, педагог, организовавший изостудию, учитель-дефектолог для организации альтернативной коррекционной работы, воспитатели. Можно с уверенностью сказать, что песочница представляет собой новый интерактивный и недорогой психолого-педагогический ресурс.
Слайд 6 Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса. Песочница предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражняться в их употреблении.
На базе педагогической песочницы можно успешно и динамично в атмосфере сюжетно-ролевой и одновременно дидактической игры развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, проводить автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.
Слайд 7 Самым главным показателем развития речи служит связная речь. Именно связное высказывание сильнее всего нарушено при ОНР, причем страдает содержательная и фонетическая его сторона. Приём моделирования в песочнице даёт возможность наполнить речь ребёнка конкретным производимым действием, прокомментировав свои собственные реальные манипуляции с неким предметом, что поможет дошкольнику активизировать свой пассивный словарь. Кроме того, созданная ситуация в значительной мере помогает сконцентрироваться на главном, способствует развитию диалогической речи как предтечи развёрнутого монологического высказывания.
Ещё один этап и приём развития связной речи – пересказ. Органичное сочетание литературной основы и возможности смоделировать и проиграть описанную ситуацию помогает лучше её запомнить, развивает речь, мышление и воображение.
Слайд 8 Мы используем песочницу как в групповой, так и в индивидуальной работе. Причём ребёнок просто играет, он даже и не подозревает, что ему что-то корректируют.
Слайд 9 Сочиняем или пересказываем сказки, используя маленькие фигурки для песка, выкладываем цифры и буквы, используя камешки или ракушки.
Слайд 10 Очень удобно использовать песочницу на занятиях по математике, где дети с удовольствием откапывают спрятанные в песке фигурки или картинки.