Светлана Генриховна Фролова
Консультация «Чтобы ребенок хотел рисовать»
▼ Скачать + Заказать документы
В формировании личности ребё нка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги и наклеивание, создание различных конструкций из природного материала и т. д.
Такие занятия дарят детям радость познания и творчества.
Для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании, лепке, аппликации. На становление характерных видов детской изобразительной деятельности заметно влияет выраженная двигательная неловкость детей этой категории, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно - двигательных координаций.
Публикация «Консультация „Чтобы ребенок хотел рисовать“» размещена в разделах
Отсутствие целенаправленных приёмов анализа, сравнения, систематического поиска, применение адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность детей с задержкой психического развития приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
Возникает потребность в обходных путях, других способах коррекционно-педагогического воздействия через изобразительную деятельность, использование нетрадиционных техник изображения, т. к. изобразительная деятельность отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. На занятиях по изобразительной деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции развитию эмоциональной и познавательной сферы ребёнка с ЗПР. Дети с данной особенностью психического развития медлительны и пассивны, у них наблюдается слабая эмоциональная устойчивость, неуверенность, чувство страха перед выполнением поставленной перед ребёнком задачи.
Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всём несовершенстве изобразительной деятельности детей рассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развивается зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации и т. д.
Необходимо помочь детям изыскивать новые приёмы отражения окружающей действительности (рисование с использованием копировальной бумаги, перерисовка объектов при помощи дневного света и др.) знакомить их с разными по свойствам и качествам материалами, предметами, чтобы вызвать интерес к теме рисования для начала в повседневной деятельности, а затем и на занятиях. Используя игровые упражнения на вычленение основных частей предмета, его положения в пространстве, побуждать ребёнка замечать изменения во внешнем облике объекта, используя мобильные модели.
Коррекционная работа посредством изобразительной деятельности должна учитывать качественное своеобразие детей с ЗПР, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Необходимо наличие в игровой среде достаточного количества дидактического материала, отличающегося разнообразностью назначения, позволяющего развивать способности планировать последовательность действий (д/и «Что сначала, а что потом», укрепляющего усвоение и практическое применение сенсорных эталонов (д/и «Выложи узор»; «Подбери по цвету» и т. д.)
Целенаправленные занятия – создают благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей детей с ЗПР, что позволяет успешно управлять эмоциями и интеллектуальной деятельностью.
Необходимо включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечу, расчёску, зубную щётку, ватные палочки, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение позволит:
- преодолеть барьер пассивности, отсутствие интереса и потребности в изобразительной деятельности, снять отрицательные эмоции.
- сгладить схематичность изображений, однообразие их элементов, присутствие графических штампов при частом отсутствии признаков изображаемого предмета.
- преодолеть зацикливание в использовании цвета.
Огромное внимание придётся уделить и технике рисования, развитию согласованных движений, регулировке их силы, скорости, ритма (рисование двумя руками произвольных линий, определение «настроения» образцов штриховок, д \у «Мышка попалась» - логично обоснованное направление закрашивания объекта определённой геометрической формы).
Нельзя забывать и о эмоциональной включённости ребёнка в процесс, воспитывая эмоциональную отзывчивость к процессу создания качественно нового изображения. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов (пальчиком в краску) применяя «метод проб и ошибок».
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, достижению внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
В результате дети получают новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полней и ярче.
И напоследок, помните, что занимаясь с ребёнком, погружайтесь вместе с ним в положительную эмоциональную обстановку. Тогда выполняя задание, ребёнок не только сможет развивать свои моторные, речевые и интеллектуальные способности, но и интересно и с пользой для себя провести время, общаясь с родителями!