Валерия Фоменко
Что такое сенсорная интеграция
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение, которого не видят, не понимают и не диагностируют
Примерно сорок лет назад Джейн Айрес, логопед и психо- лог из штата Оклахома (США, в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем — теории дисфункции сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих специалистов, занимающихся проблемами раз- вития ребенка. Дж. Айрес, практик из "глубинки", увидела про- блему, мешающую развитию, по крайней мере, каждого десятого ребенка на земле, которую до нее не понимали, не диагностиро- вали и не замечали. Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем.
Публикация «Что такое сенсорная интеграция» размещена в разделах
Никакая часть центральной нервной системы не работает сама по себе: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равнове- сие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу необходима сти- муляция, она возбуждает мозг и создает в нем функциональную активность. Таким образом, становятся возможными дыхание, поглощение пищи, ходьба, речь, чтение и т. д. Достаточная сти- муляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками.
С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды.
Огромное количество информации от органов чувств идет в наш мозг ежесекундно. Мозг должен организовать ее, выбрать
9
наиболее важные, необходимые и отбраковать ненужные из мно- гочисленных поступающих сенсорных сигналов. Поток нервных импульсов от органов чувств и внутренних органов определяет развитие нервной системы ребенка. Если ребенок родился здоро- вым и его сенсорная стимуляция нормальна, то у него нет про- блем с развитием двигательных навыков, речи и поведения.
Для детей же, имевших в начале жизни какие-либо наруше- ния сенсорной стимуляции (из-за повреждения в родах чувстви- тельных органов, ствола мозга, мозжечка, нервных путей и т. д., процесс сенсорной стимуляции оказывается неэффективным или недостаточно эффективным. У таких детей развиваются различ- ные нарушения, что приводит к дисфункции сенсорной интегра- ции. То, как ребенок перерабатывает окружающую и внутрен- нюю информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий. Легчайшие нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на то, как ребенок овладевает бытовыми навыками, обучается и общается.
С возрастом проблемы множатся и возникают трудности с развитием, обучением в школе и поведением.
Всем хорошо известны основные сенсорные системы : зри- тельная, слуховая, вкусовая и обонятельная. Эти "внешние" чув- ства отвечают на стимулы окружающей среды.
Однако, есть в нашем теле и "внутренние" чувства: интро- цептивное, тактильное, проприоцептивное и вестибулярное. Эти системы чувств, ориентированные на тело, действуют вне со- знательных мыслей, и мы не можем контролировать их работу. Опишу вкратце каждую из них.
Интроцептивная: ощущения, поступающие от внутрен- них органов (например, частота сердечных сокращений, частота дыхания, голод, возбуждение, смена настроений и т. д.).
Тактильная: ощущения от прикосновений, давления и т. п. Дети, имеющие тактильную дисфункцию, часто испытывают
10
затруднения с приемом пищи, мимикой, артикуляцией, по- скольку они не имеют соответствующей информации от рецепто- ров, расположенных в области лица и рта.
Проприоцептивная: ощущение положения тела в про- странстве, получаемое от мышц, связок и суставов. Некоторые часто встречающиеся признаки проприоцептивной дисфункции — это неуклюжесть, невозможность адекватно оценить положе- ние тела в пространстве, трудности в обучении новым моторным навыкам. Моторные же навыки глубоко связаны с речевой дея- тельностью.
Вестибулярная: ощущения движения, силы тяжести и рав- новесия. Об этой важной сенсорной системе мы подробно пого- ворим позже.
Мозг отбирает, сортирует и упорядочивает чувства, по- добно регулировщику, направляющему движения автомобилей. Основной элемент нервной системы — это нервная клетка (нейрон).
Нервная клетка состоит из тела, дендритов, аксона и терми- налей. Миллионы нейронов человеческого тела связаны в нерв- ную систему. Дендриты нервных клеток получают нервные им- пульсы от других клеток или рецепторов, глаз, ушей, языка и т. п. Импульсы проходят через ядро к аксону, который проводит их через терминали к дендритам других нервных клеток или к ис- полнительному органу (например, к мышцам).
Процесс развития ребенка связан с ростом дендритов, ак- сонов и терминалей. Рост начинается в стволе мозга и распро- страняется на "верхние этажи" нервной системы.
Сенсорная стимуляция и накапливаемый опыт способ- ствуют росту.
Швейцарский детский психолог Жан Пиаже говорил, что основа детского интеллекта — в сенсомоторной деятельности.
11
Годовалый ребенок хватает любые предметы, ему надо потрогать буквально все. Мало того, он все тащит в рот! Это "великий ис- следователь", еще ничего не знающий об окружающем мире, но активно и страстно желающий его покорить. Пиаже исследовал движения рук у совсем маленьких детей на стадии хватания пред- метов, поскольку придавал им больщое значение в развитии ин- теллекта. Ребенок учится не только хватать — он оттачивает точ- ность движения рук, пальцев, учится согласовывать эти движе- ния со зрением, формирует представление о пространстве не тео- ретически, а практически — чтобы взять ложку или чашку, по- пить сока или съесть яблоко.
Сотни тысяч раз ребенок повторяет эти движения день за днем, неделю за неделей, пока они не станут автоматическими. В это время в его мозге происходят процессы, облегчающие и авто- матизирующие движения, ощущения, чувства. Сенсомоторный интеллект собирается по песчинке и формирует "кирпичики" для постройки "дома" — глубинного невербального интеллекта.
В медицинском центре американского ученого Глена До- мана была разработана система физических упражнений для грудных детей, а также были сконструированы кроватки с раз- ными приспособлениями для хватания, специальные желоба для облегчения ползания шириной 36,5 см — не больше и не меньше! Эти длинные желоба можно было наклонять, чтобы стимулиро- вать ползание у детей с неврологическими проблемами. Исполь- зовалось разное тканевое покрытие, облегчающее или, наоборот, усложняющее ползание.
Глен Доман основывался на теории Жана Пиаже и иссле- дованиях российского физиолога прошлого века Бориса Клосов- ского (этот ученый доказал, что структуры мозга нормально раз- виваются только в условиях сенсорной стимуляции).
Если хотите, чтобы интеллект малыша развивался, не лени- тесь заниматься с ним постоянно. Родителям Глен Доман сове- тует тренировать как крупную моторику детей (ползание, лаза- ние, ходьба и т. д., так и мелкую (пальцевые движения, а также
12
тренировать вестибулярный аппарат — переворачивать, качать, подбрасывать ребенка. Разумеется, тренировки нужно посте- пенно усложнять, проводить их постоянно, несколько раз в день, хотя бы по 5-10 минут.
Мозг обладает замечательной способностью приспосабли- вать сенсорную информацию к требованиям окружающей среды и к потребностям человека. Он может включать или выключать нервные цепи, чтобы регулировать собственную активность и, соответственно, уровень общей активности. Если нужно, мозг включает нервные цепи, обслуживающие игру в мяч, и переклю- чает их, когда мы начинаем читать ребенку книгу.
Мозг тормозит сенсорную информацию, которая не нужна для выполнения определенной задачи.
Когда ребенок сидит в классе, его мозг тормозит восприя- тие звука гудящих вентиляторов, чтобы можно было слушать учителя. Если не блокируется ненужная информация, мозг может быть чрезмерно стимулирован. Когда мы привыкаем к опреде- ленным сенсорным ощущениям, мозг автоматически игнорирует их. Так, напряжение ремней ранца вначале занимает внимание ребенка, но, в конце концов, он перестает его замечать. Мозг об- легчает восприятие приятных ощущений, например успокаиваю- щее чувство в кресле-качалке, он дает "зеленый свет" пережива- ниям удовольствия.
К сожалению, у детей нередко нарушается нормальная ра- бота системы, воспринимающей информацию. Ребенок оказыва- ется неспособным правильно реагировать на определенную сен- сорную информацию. Когда информации слишком много, мозг перегружен и принуждает ребенка избегать новых впечатлений. Когда информации слишком мало, мозг ищет дополнительные сенсорные стимулы.
У каждого человека время от времени возникают проблемы с восприятием сенсорной информации. Попытайтесь, например, вообразить состояние, когда вы долгое время проводите без сна.
13
Длительная бессонница нарушает координацию движений и спо- собность концентрировать внимание.
Попытаемся классифицировать симптомы нарушения вос- приятия информации по сенсорным системам.
Слух: ребенок боится неожиданных или громких звуков; закрывает уши руками; не может гулять по шумной улице; вы- глядит рассеянным в шумном окружении.
Зрение: ребенок предпочитает находиться в темноте; ему трудно преодолевать ступеньки; избегает яркого света; напря- женно смотрит на людей или предметы; избегает контакта "глаза в глаза".
Обоняние: ребенок постоянно нюхает несъедобные пред- меты; не переносит крепких запахов.
Положение тела: ребенок постоянно пробует разные виды двигательной активности; хватается за других людей, ме- бель, предметы; имеет слабую мускулатуру, легко утомляется; ходит на цыпочках.
Движения: ребенок становится неуверенным, тревожным, когда чувствует, что теряет почву под ногами; избегает подъ- емов, лазания и прыжков; не любит играть на спортплощадке; опасно рискует в игре, не осознавая опасности.
Прикосновения: ребенок не переносит прикосновений к себе, боится испачкаться клеем, песком, красками и т. д. ; чрез- мерно чувствителен к определенным тканям (одежде, постель- ному белью); не любит прикасаться к людям и предметам; избе- гает ходить босиком, особенно по траве и песку; у него понижена болевая и температурная чувствительность.
Внимание, поведение и общение: ребенок быстро меняет одну активность на другую, и это мешает ему играть; плохо кон- центрирует внимание; чрезмерно аффективен с другими; кажется
14
тревожным; склонен к инцидентам; ему трудно заводить друзей, выражать эмоции.
Обобщая сказанное, можно выделить следующие основные моменты.
• Способность уделять внимание задаче зависит от способ- ности тормозить несущественную сенсорную информацию — окружающий шум или зрительные образы. У многих детей не развито защищающей, тормозящей способности нервной си- стемы. Это может выражаться в рассеянности, гиперактивности или импульсивности — ребенок без "тормозов".
• Ребенок кажется неорганизованным, ему не хватает целе- устремленности. Поэтому он не в состоянии исследовать окружа- ющий мир, полноценно играть. Он может казаться неуклюжим и плохо держать равновесие. Ему трудно успокаиваться после фи- зических игр.
• Негативное поведение имеет скрытую причину. Ребенок может быть вспыльчивым, возбужденным, кричать из-за ерунды — например, из-за того, что испугался незнакомых звуков, уви- дел нечто непонятное или ему просто мешает складка в одежде.
Общий симптом дисфункции сенсорной стимуляции — не- способность поддерживать необходимое состояние внимания, а также концентрировать внимание на определенной задаче. Это особенно заметно при восприятии речи, несущей огромное коли- чество слуховой информации, которую нервная система не мо- жет переработать.
Джейн Айрес в своих наблюдениях пришла к выводу, что основа нормальной работы нервной системы обусловлена состо- янием вестибулярной системы. Вестибулярная система является главным организатором ощущений, поступающих из других сен- сорных каналов, — таким образом, она участвует в овладении ре- чью. Джейн Айрес подчеркивала, что вестибулярная система от- вечает за координацию и регуляцию мышечной активности
15
невербального общения — "язык тела" и другие формы невер- бального общения.
Результатом сниженной активности вестибулярной си- стемы часто являются нарушение артикуляции и задержка рече- вого развития. Дети просто не определяют сенсорную информа- цию, которая поступает от артикуляторных органов. В результате возникают трудности с началом и реализацией движений, требу- ющихся для артикуляции.
Таким образом, Джейн Айрес на практике оценила значе- ние состояния систем органов чувств, и особенно вестибулярной системы, для правильного развития ребенка. Так практик "из глу- бинки" предвосхитила открытие решающего значения мозжечка и его нормального функционирования для развития речи, поведе- ния и обучения ребенка.