Анастасия Сергеевна Евдокимова
Что такое ритмика? В чём её польза для детей дошкольного возраста?
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое ритмика? В чём её польза для детей дошкольного возраста?
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от 3 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
Темочки:
В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т. д., тем самым отводят мало времени на активные виды занятий. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Данную систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX века швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Основав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Ж. Далькроз подчинил движение ритму различных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей.
Музыкально-ритмическое воспитание (ритмика) - это специальный предмет, который имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, прививать им навык осознанного отношения к музыке, помогает выявить их музыкальные творческие способности. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны и восприимчивы к музыке.
Основной задачей ритмики является развитие у детей общей музыкальности и чувства ритма, внимания, памяти, выявление творческих способностей. Важно заметить, что музыкально - ритмическая деятельность имеет 3 взаимосвязанных направления.
Первое обеспечивает музыкальное развитие, включая развитие музыкального слуха, усвоения музыкальных знаний и умений подчинять движения музыке.
Второе дает правильные двигательные навыки при разучивании танцевальных элементов.
Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела, ориентироваться в пространстве, умения держать равные интервалы.
Возрастные возможности дошкольников в музыкально- ритмической деятельности.
Программа последовательного освоения музыкально-ритмических движений составлена на основе проведенных научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой в детском саду с учётом возрастных особенностей дошкольников.
В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально- ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на танцевальную мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые эмоциональные отклики на мелодию посредством движения.
Дети 3-4 лет: проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера. Начинают различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. В этом возрасте способны выполнять простейшие движения: хлопки, притоптывания, кружение на месте, способны воспроизводить движения согласуя с характером музыки.
Дети 4-5 лет: испытывают радость от общения с музыкой адекватно, эмоционально реагируют на неё, определяют настроение, характер, жанровую принадлежность музыкального произведения (песня,танец,марш).С желанием исполняют музыкально-ритмические движения, используя пространство зала, передают в движениях характер музыки, общий рисунок в танцах. Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.
Дети 5-6лет: Физически крепнут, становятся более подвижными. С интересом, увлеченно слушают музыку, соотносят её содержание с явлениями и образами окружающей действительности, высказывают своё отношение к музыке. Физически крепнут, становятся более подвижными, улучшается координация движения в ходьбе, беге, прыжках. Продолжают овладевать «языком движений»,основами пластического искусства. Исполняют различные виды основных движений, откликаются движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств выразительности музыки передают образ, овладевают танцевальными движениями, используя их в танцевальных композициях.
Дети 7 лет: Имеют достаточно развитые двигательные навыки. Они умеют ритмично ходить и бегать, легко, энергично, и высоко поднимать ноги в коленях, скакать с ноги на ногу, самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его, двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами, выполнять различные движения с предметами и без них, исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперед).
Какую же пользу несет ритмика детям?
• Развивает музыкальные способности.
• Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений.
• Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер.
• Способствует развитию творческого воображения.
• Формирует навык самовыражения с помощью движений.
• Развивает эстетические чувства, вкус.
• Повышает познавательную активность ребенка.
• Помогает дать выход отрицательной энергии.
• Поднимает настроение.
• Снимает излишнее нервное напряжение.
• Повышает активность.
• Способствует развитию инициативы.
• Улучшает координацию движений.
• Помогает дошкольнику развиваться физически.
• Формирует уверенность в себе.