Папки-передвижки

Что такое развивающая среда? Как создать ее дома?

люсечка Шенкель
Что такое развивающая среда? Как создать ее дома?
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое «развивающая среда»

и как её организовать дома?

Под средой в данном случае понимаются все те игрушки и игры, которые находятся в пределах досягаемости ребёнка и важны именно для этого возраста малыша или чуть-чуть опережают его реальные возможности. Нерационально предлагать малышу 2 – 3 лет радиоуправляемый самолёт, а 6 – 7-летнему – пирамидку. В среду входит обстановка помещения, удобная для ребёнка (низкие полочки, столы, обстановка кукольной комнаты, уголок рисования, ковролин на стене и т. д., на которой размещаются карандаши, листы бумаги, пластилин, «липучки» и т. д. Только тогда среда может считаться развивающей познавательную активность и способности ребёнка.

Публикация «Что такое развивающая среда? Как создать ее дома?» размещена в разделах

Часто педагоги слышат от родителей, что у ребёнка много игрушек, но он в них не играет или, поиграв немного, больше не интересуется ими. Однако в комнате этого ребёнка в большинстве случаев все игрушки убраны в шкафы с дверцами, и желательно повыше, пластилина и красок вообще нет - или они лежат в коробочке, выбор обучающих игр ограничивается пазлами или вообще отсутствует. Мы забываем одно важное правило для развития ребёнка : всё должно быть доступно взгляду ребёнка, а не его возможностям достать из шкафа. Ребёнка может заинтересовать только то, что он видит, так как «вспомнить» о большинстве игрушек он не может, поэтому и не играет. Остаются только любимый мишка или кукла, которые при желании родителей могут стать проводниками ребёнка в увлекательный мир игр. То, что ребёнок не убирает за собой игрушки, рвёт их или ломает, не должно препятствовать его развитию. Необходимо приложить усилия и на собственном примере научить ребёнка убирать за собой и бережно относиться к играм.

Очень часто мы, родители, стараемся по старинной традиции подчеркнуть полуспецифическую направленность игрушек для ребё нка: покупаем куклы для девочки, солдатики и пистолеты – для мальчиков. Это правильно. Однако мы забываем о существовании огромного количества игр, заставляющих ребёнка думать, самостоятельно принимать решения, проявлять усердие. А не только повторять изо дня в день уже известные действия с одними и теми же игрушками. Это так называемые развивающие игры, с которыми ребёнок не может научиться играть самостоятельно. В них нужен партнёр (сначала взрослый, затем сверстник, чтобы научить ребёнка сотрудничать, договариваться, держать своё слово. Взрослый первый показывает правила игры и учит соблюдать их, поощряет ребёнка за успех, тем самым непринужденно развивая память, внимание, мышление.

Обратите внимание на прилавки книжных магазинов, и вы найдёте игры, которые заинтересуют вашего ребёнка. Успехов!

Что такое «познавательная деятельность»,

или Почему ребёнок медленно думает

Почему одни люди всё схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же? Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать информацию из окружающего мира, во-вторых, зависит от заинтересованности слушающего, в-третьих, от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук, в-четвёртых, от способности человека к произвольному и целенаправленному вниманию. Недостаточная включенность одного из этих компонентов познавательной деятельности резко снижает эффективность общения человека, в том числе и ребёнка, с окружающим миром. Особенно это резко выражено у детей с проблемами в развитии.

Незрелость нервной системы с рождения или к моменту начала систематического обучения в детском саду не даёт ребёнку запомнить то, что ему показывают или говорят взрослые, что он сам видит, слышит, чувствует каждый день. Теряя ощущение нового, но не запоминая необходимое, ребёнок не проявляет заинтересованности в познании окружающего мира или утрачивает её. Привычная обстановка (дома, в детском саду, на улице) не вызывает желания что-либо потрогать и назвать, однако изменение этой привычности ведёт к резким протестам детей. Почему? Ведь кажется, что ребёнок ничего не замечает вокруг, не называет по просьбе взрослого. Протесты возникают потому, что ребёнок, запомнив целостную картину окружающего мира, не выделяет из него частности (деревья, траву, камешки, людей, автобус, стол, стул и т. д.). Поэтому каждое изменение (в одежде, в маршруте до дома, в еде) вызывает у ребёнка испуг перед неизвестным, и он требует возврата к прежнему, ему известному окружению. Как только это происходит (пошли привычной тропинкой, мама надела ту же кофточку, посадили на тот же стульчик, ребёнок успокаивается и снова не проявляет интереса к окружающему.

Из-за незрелой нервной системы очень часто у детей вовремя не налаживаются связи между глазом и ухом, глазом и рукой, ногой и ухом и т. д. Ребё нок не может выполнить простых для нас заданий: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, но слух в порядке, подпрыгнуть на одной ноге, закрасить контур (глаз видит, но рука не слушается, пнуть мяч. Это с одной стороны. С другой стороны, незрелость нервной системы ограничивает понимание ребёнком обращё нной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят. И самое непонятное для нас, взрослых, - не может сделать как мы, т. е. по подражанию и образцу. Девиз: «Делай как я!»

для ребёнка с проблемами в развитии становится недосягаемым. Почему? По причине отсутствия слаженной работы всех органов чувств ребё нка: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут. Именно этим объясняется неумение детей к началу школьного обучения обвести клетку, показать правую/левую руку, срисовать простейший орнамент из палочек и т. д.

Чтобы запомнить, как выглядит предмет или объект окружающего мира, ребёнку нужно заставить себя посмотреть и запечатлеть его таким, как он есть, чтобы в следующий раз узнать. Чтобы запомнить, как называется что-то, ребёнок опять должен заставить себя запечатлеть тот набор звуков, которым взрослые этот предмет обозначают. В большинстве случаев этот процесс происходит без особого вмешательства со стороны взрослых. Однако когда нервная система незрела, когда имеются несогласования в работе различных воспринимающих систем ребёнка, тогда процесс запоминания требует многократных повторений и чрезмерных усилий ребёнка для концентрации внимания на каком-то одном предмете. Энергии и возможностей ребё нка не хватает для быстрого и точного запоминания и воспроизведения полученного опыта: ребёнок с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает. Именно эти сложности скрываются за выражением «медленно думает», когда говорят о ребёнке с проблемами в развитии.

Вышеописанные трудности подстерегают малыша с первых дней жизни. О недостаточной зрелости нервной системы мамы узнают ещё в родильном доме, но, к сожалению, не предпринимают каких-либо усилий для помощи ребёнку, наивно полагая, что всё с возрастом пройдёт. Наоборот, чем старше становится малыш, тем больше информации и опыта взаимодействия с окружающим миром он недополучает. И вовсе не потому, что он «лентяй и не хочет», а потому, что незрелость нервной системы не даёт ему усваивать тот материал, который знают его сверстники, даже не посещающие детский сад. Помогите ребё нку: проконсультируйтесь у врачей-специалистов (невропатолога или невролога, окулиста, ЛОРа, у логопеда и дефектолога). Узнайте все возможные пути преодоления имеющихся трудностей. Самое главное – не ждите пяти лет, на которые ссылаются несведущие люди, объявляя этот возраст избавления от всех проблем в развитии ребёнка. Самое удивительное, что именно с этого возраста ребёнка проблемы у родителей только начинаются.

Почему дети не играют сами?

Лето – благодатная пора для отдыха и развлечений. Однако без должной организации свободного времени предоставленный сам себе ребёнок быстро устаёт, начинает капризничать, начинает мешать окружающим сверстникам играть. Особенно ярко это проявляется у дошкольников с проблемами в развитии. Такое поведение детей связано в первую очередь с тем, что ребёнок сам не может пока себя занять. Ему требуется постоянное внимание со стороны взрослых: предложение и поддержание сюжета, выбор атрибутов, обеспечение благоприятной обстановки путём предотвращения конфликтов между детьми (они не научились ещё договариваться между собой, обыгрывание построек и многое другое. Самое главное, что дошкольник, нуждаясь в речевом общении, сам не может его обеспечить в силу ограниченности развития речевой системы, поэтому стремится к общению с взрослым. Взрослый выступает как «склад» информации, которую можно быстро получить, как организатор и затейник, который не даст скучать. Сверстники в этом плане проигрывают: им тоже нужна помощь взрослого, а взрослый часто бывает один среди множества малышей. Возникает непреодолимое желание ребёнка быть первым и владеть взрослым единолично. Отсюда – конфликты со сверстниками, которые часто имеют некрасивый вид: крики, замахивание рукой или предметом в руке, толкания, кусания, щипания «противника». Причина одна – недостаточное развитие речи, которое имеет следствием неумение договариваться, выражать свои желания, поддерживать игру. В более сложных случаях ребёнок не может даже выразить своё желание общаться со взрослым: канючит, кричит, бесцельно бегает и т. д. Поэтому очень важно с самого раннего детства учить ребёнка речевому общению и игре.

Обратите внимание на такие аспекты обеспечения интересной игры, как:

• атрибуты (совки, лопаты, разнообразные ёмкости, конструкторы,

пирамидки и т. д.);

• элементы ряженья (платки, кофты, юбки, кепки, пелерины и т. д.);

• эмоциональный настрой и желание всех участников игры;

• продуманный несложный сюжет (одно-два действия);

• получение ребёнком одобрения по окончании игры.

Играйте вместе с ребёнком, не отказывайте ему в своём присутствии, покажите ему, что сверстник тоже может быть интересным!

Публикации по теме:

Презентация «Предметно-развивающая среда во второй младшей группе» Как известно всем,что среда в которой играют наши дети является значимой частью для воспитания младших дошкольников. Главные требования,что.

Развивающая среда. Презентация группы Развивающая среда это необходимый фактор для развития ребёнка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда тем интересней и познавательней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что такое развивающая среда? Как создать ее дома?
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 06:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Что такое развивающая среда? Как создать ее дома?» (включая файлы) размещена пользователем люсечка Шенкель в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД