ЕЛЕНА КОЖЕВНИКОВА
Консультация «Что такое мнемотехника?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое мнемотехника?
Если ребенок молчит,
покажите ему картинку,
и он заговорит.
Ушинский К. Д.
На деток даже в столь юном возрасте обрушивается огромный поток информации, который крайне сложно осилить, особенно не умея читать и писать. Мнемотехника призвана помогать в этом юным дошколятам.
Мнемотехника это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию.
Публикация «Консультация „Что такое мнемотехника?“» размещена в разделах
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов, мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли?
А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?
На помощь приходят сюжетные картинки.
Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на место. В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника. Принципы ее действия основываются на том, что у дошкольников очень развита зрительная память и образное мышление.
В основном мнемотехника это использование специальных карточек и схем. Цели использования могут быть различны.
Основные приемы мнемотехники детям 4 -6 лет :
• Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов и он должен придумать о них рассказ-этот способ используется для развития воображения.
• Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по карточкам, на которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение.
• Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и предлагают распределить их по группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка-продавец, весы, касса.
Если ребенок хорошо работает по готовым карточкам, следует предложить позаниматься наоборот, дать рассказ и пусть ребенок сам нарисует для него картинки.
При работе с данной техникой необходимо соблюдать определенные правила.
Правила при работе с мнемотехникой
1. Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
4. Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка
5. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.
Работать по такому принципу нужно не только в детском саду, крайне важно чтобы родители принимали активное участие в обучении ребенка.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи :
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
Мнемотаблицы :
• являются дидактическим материалом по развитию речи;
• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.
Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному» :
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Пересказ с помощью мнемотаблиц
С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Алгоритм:
1. Чтение взрослым текста;
2. Рассматривание мнемотаблицы;
3. Ответы на вопросы по содержанию:
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;
5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.
Как же сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.
Что дает мнемотехника?
Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:
• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
• Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Чем больше мнемоматериалов Вы подготовите для ребенка и освоите вместе с ним, тем быстрее он обучится основным навыкам, необходимым для поступления в школу. В школе педагог продолжит усложнять занятия, развивая уже полученные навыки и добавляя новые. Умение планировать и группировать информацию станет хорошим подспорьем для первоклассника.
Этапы использования мнемотаблиц :
Этап №1 - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап №2 - Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3- Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы) ,т. е происходит отработка метода запоминания
Этап №4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила :
• Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
• Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
• Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
• Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
• Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.
Виды мнемотехники :
• Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
• Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
• Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
• Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
• Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.