Гетьман Галина Васильевна
Что такое иллюстративно-наглядные методы
▼ Скачать + Заказать документы
Статья из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Гетьман Г. В., подготовленной к итоговой контрольной работе по курсам экологического воспитания дошкольников, проводимым Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования Московской обл. МУПО и Человека Дубна Кафедрой до вузовской подготовки и дополнительного образования.
Тема: «Что такое иллюстративно – наглядный метод?»
«Тот метод следует считать лучшим,
которым лучше владеет педагог.» /Л. Н. Толстой/
Публикация «Что такое иллюстративно-наглядные методы» размещена в разделах
Метод (от греч. слова metodos «путь к чему-либо») означает способ достижения цели. Поиск ответа на традиционный вопрос - как учить? - выводит нас на категорию методов обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод - это сердцевина познавательного процесса, связующее звено между поставленной целью и конечным результатом.
Выбор методов обучения зависит от конкретных целей (формирование знаний, выработка умений и навыков, их закрепление, повторение, обобщение); от особенностей содержания учебного материала (сложности, новизны); от возрастных особенностей и возможностей воспитанников; от учебно-материальной оснащенности дошкольного учреждения - наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств (ИКТ); от возможностей и индивидуальных особенностей воспитателя, его личностных качеств, уровня теоретической и практической подготовленности, педагогического мастерства.
Существуют сотни классификаций методов по различным основаниям. Наиболее распространённые это словесные методы обучения, наглядные и практические.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 3 группы: наблюдения, иллюстрации, демонстрации. Иллюстрации служат цели ознакомления детей с предметами, явлениями, объектами, процессами или с их изображениями. Иллюстрируются растения, животные, фотографии изображений явлений природы и т. д. В настоящее время во многих ДОУ используются интерактивные доски.
Метод иллюстраций или так называемый иллюстративно-наглядный метод предполагает показ воспитанникам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, макетов и т. д.
При использовании этого метода необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту детей; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала, темы занятия; наглядность должна быть эстетически выполнена; привлекать самих воспитанников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. Очень популярны в последнее время использование иллюстративно- наглядный метода через компьютерные презентации. Компьютерная техника, диафильмы, используются с целью создания положительной мотивации, ознакомления с новой информацией. Практика показала, что при использовании на любых занятиях, а на занятиях по ознакомлению с окружающим особенно, компьютерных технологий значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в необычной форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи и здесь компьютер может служить помощником.
Привлекает внимание яркий светящийся экран, вызывают большой интерес анимационные герои, в результате снимается напряжение. Материал усваивается лучше, запоминается больше.
Например, дети лучше усвоят времена года, если материал будет подаваться в виде наглядных озвученных слайдов, с применением мультипликации и анимации, в дальнейшем закрепляться наблюдениями в природе во время прогулок.
Использование таких приёмов позволяет не только обогащать знания, но и использовать такой метод для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Приобщить ребенка к таинствам природы, воспитать интерес к ней можно различными способами. Что- то можно увидеть в естественных условиях, наблюдая во время прогулки. Но природа полна чудес и не всегда можно увидеть то, что скрыто от человеческого взгляда. Применяя такой метод, с использованием комп. презентаций, можно показать детям распускающийся цветок или жизнь насекомых. Живой озвученный экран с цветным изображением как магнит притягивает к себе взор ребенка.
Здесь мы решаем сразу несколько задач. Значительно расширяем кругозор ребенка, сообщаем ему многое из того, что удалено и недоступно его восприятию. А познавательная и эстетическая ценность этого материала на лицо и результат усвоения программного материала будет гораздо выше.
Применение таких методов в дошкольном воспитании несут в себе ряд определённых требований. Во-первых, демонстрируемый или иллюстративно- наглядный материал должен иметь достаточные размеры для хорошей видимости для всех детей. Для малых объектов применяют различного вида просмотры, например, организуют поочередное наблюдение с вызовом детей к демонстрационному столу. Во время демонстрации воспитателю следует выбирать позицию лицом к детям, чтобы видеть реакцию воспитанников. При показе не следует стоять спиной к детям и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. Избегать длительного показа фильмов, так как дети быстро утомляются и их внимание рассеивается (в младших группах рекомендуемая длительность не более 5-7 минут, в старших не более 10-15 минут). Можно использовать прием немого демонстрирования презентаций с комментарием воспитателя. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария и пояснения взрослого.
Иллюстративно- наглядный метод один из методов наблюдений направленный на длительное, целенаправленное восприятие предметов, явлений действительности. Наблюдение – эффективное средство накопления фактов, необходимых для формирования у детей конкретных представлений об окружающей природе. Эффективность, целенаправленность восприятия этих представлений зависит от степени накопленных знаний у детей в конкретной определённой области, от возрастных особенностей детей, от воспитания в семье. Поэтому в процессе иллюстраций, демонстраций дети систематически упражняются в наблюдении за погодой, природой, изменениями в растительном и животном мире, сезонном труде людей. И тогда в экологическом воспитании дошкольников, этот метод может стать наиболее эффективным и позволит сформировать гуманное отношение дошкольников к природе.
Тем не менее, такой метод неоднократно подвергали критике в педагогической литературе. Его главным недостатком считалось то, что данный метод не отражает характер достаточной познавательной деятельности дошкольников в обучении, не отражает степень их самостоятельности в работе. Однако именно этот метод пользуется наибольшей популярностью у воспитателей и моё мнение, его необходимо использовать, наряду с другими методами, на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников.
Использованная литература:
1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»
Москва 1999г.
2. Журналы «Дошкольное воспитание» 2012-2013г.