Лучший педагог года

Что такое иллюстративно-наглядные методы

Гетьман Галина Васильевна
Что такое иллюстративно-наглядные методы
▼ Скачать + Заказать документы

Статья из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Гетьман Г. В., подготовленной к итоговой контрольной работе по курсам экологического воспитания дошкольников, проводимым Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования Московской обл. МУПО и Человека Дубна Кафедрой до вузовской подготовки и дополнительного образования.

Тема: «Что такое иллюстративно – наглядный метод?»

«Тот метод следует считать лучшим,

которым лучше владеет педагог.» /Л. Н. Толстой/

Публикация «Что такое иллюстративно-наглядные методы» размещена в разделах

Метод (от греч. слова metodos «путь к чему-либо») означает способ достижения цели. Поиск ответа на традиционный вопрос - как учить? - выводит нас на категорию методов обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод - это сердцевина познавательного процесса, связующее звено между поставленной целью и конечным результатом.

Выбор методов обучения зависит от конкретных целей (формирование знаний, выработка умений и навыков, их закрепление, повторение, обобщение); от особенностей содержания учебного материала (сложности, новизны); от возрастных особенностей и возможностей воспитанников; от учебно-материальной оснащенности дошкольного учреждения - наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств (ИКТ); от возможностей и индивидуальных особенностей воспитателя, его личностных качеств, уровня теоретической и практической подготовленности, педагогического мастерства.

Существуют сотни классификаций методов по различным основаниям. Наиболее распространённые это словесные методы обучения, наглядные и практические.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 3 группы: наблюдения, иллюстрации, демонстрации. Иллюстрации служат цели ознакомления детей с предметами, явлениями, объектами, процессами или с их изображениями. Иллюстрируются растения, животные, фотографии изображений явлений природы и т. д. В настоящее время во многих ДОУ используются интерактивные доски.

Метод иллюстраций или так называемый иллюстративно-наглядный метод предполагает показ воспитанникам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, макетов и т. д.

При использовании этого метода необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту детей; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала, темы занятия; наглядность должна быть эстетически выполнена; привлекать самих воспитанников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. Очень популярны в последнее время использование иллюстративно- наглядный метода через компьютерные презентации. Компьютерная техника, диафильмы, используются с целью создания положительной мотивации, ознакомления с новой информацией. Практика показала, что при использовании на любых занятиях, а на занятиях по ознакомлению с окружающим особенно, компьютерных технологий значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в необычной форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи и здесь компьютер может служить помощником.

Привлекает внимание яркий светящийся экран, вызывают большой интерес анимационные герои, в результате снимается напряжение. Материал усваивается лучше, запоминается больше.

Например, дети лучше усвоят времена года, если материал будет подаваться в виде наглядных озвученных слайдов, с применением мультипликации и анимации, в дальнейшем закрепляться наблюдениями в природе во время прогулок.

Использование таких приёмов позволяет не только обогащать знания, но и использовать такой метод для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Приобщить ребенка к таинствам природы, воспитать интерес к ней можно различными способами. Что- то можно увидеть в естественных условиях, наблюдая во время прогулки. Но природа полна чудес и не всегда можно увидеть то, что скрыто от человеческого взгляда. Применяя такой метод, с использованием комп. презентаций, можно показать детям распускающийся цветок или жизнь насекомых. Живой озвученный экран с цветным изображением как магнит притягивает к себе взор ребенка.

Здесь мы решаем сразу несколько задач. Значительно расширяем кругозор ребенка, сообщаем ему многое из того, что удалено и недоступно его восприятию. А познавательная и эстетическая ценность этого материала на лицо и результат усвоения программного материала будет гораздо выше.

Применение таких методов в дошкольном воспитании несут в себе ряд определённых требований. Во-первых, демонстрируемый или иллюстративно- наглядный материал должен иметь достаточные размеры для хорошей видимости для всех детей. Для малых объектов применяют различного вида просмотры, например, организуют поочередное наблюдение с вызовом детей к демонстрационному столу. Во время демонстрации воспитателю следует выбирать позицию лицом к детям, чтобы видеть реакцию воспитанников. При показе не следует стоять спиной к детям и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. Избегать длительного показа фильмов, так как дети быстро утомляются и их внимание рассеивается (в младших группах рекомендуемая длительность не более 5-7 минут, в старших не более 10-15 минут). Можно использовать прием немого демонстрирования презентаций с комментарием воспитателя. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария и пояснения взрослого.

Иллюстративно- наглядный метод один из методов наблюдений направленный на длительное, целенаправленное восприятие предметов, явлений действительности. Наблюдение – эффективное средство накопления фактов, необходимых для формирования у детей конкретных представлений об окружающей природе. Эффективность, целенаправленность восприятия этих представлений зависит от степени накопленных знаний у детей в конкретной определённой области, от возрастных особенностей детей, от воспитания в семье. Поэтому в процессе иллюстраций, демонстраций дети систематически упражняются в наблюдении за погодой, природой, изменениями в растительном и животном мире, сезонном труде людей. И тогда в экологическом воспитании дошкольников, этот метод может стать наиболее эффективным и позволит сформировать гуманное отношение дошкольников к природе.

Тем не менее, такой метод неоднократно подвергали критике в педагогической литературе. Его главным недостатком считалось то, что данный метод не отражает характер достаточной познавательной деятельности дошкольников в обучении, не отражает степень их самостоятельности в работе. Однако именно этот метод пользуется наибольшей популярностью у воспитателей и моё мнение, его необходимо использовать, наряду с другими методами, на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников.

Использованная литература:

1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»

Москва 1999г.

2. Журналы «Дошкольное воспитание» 2012-2013г.

Публикации по теме:

Классный час в начальной школе «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо».

Фотоотчёт «Наглядные формы работы с родителями»Фотоотчёт «Наглядные формы работы с родителями» Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги дошкольных.

Наглядные пособия по теме «Цветы»Наглядные пособия по теме «Цветы» Решила продолжить цветочную тему. Весной мы покупаем семена, со временем накапливаются упаковочные пакеты. Решила дать им вторую жизнь:.

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.

Нравственное воспитание «Что такое хорошо, что такое плохо» Формирование нравственных качеств дошкольников путем решения проблемных ситуаций. Дошкольный возраст особенный в формировании многих основ.

Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо»Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Раскрытие цветка, или что такое хорошо и что такое плохо». План. 1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве? 2. Причины.

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группеЗанятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группе Цель: формирование положительного отношения к себе и близким. Задачи: — конкретизировать первоначальные представления о себе (чувства,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Что такое иллюстративно-наглядные методы
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 10:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Что такое иллюстративно-наглядные методы» (включая файлы) размещена пользователем Гетьман Галина Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД