Бутузова Татьяна Владимировна
Консультация «Что такое диспраксия?»
▼ Скачать +Заказ
Диспраксия (синдром неуклюжести) — это расстройство моторной сферы, характеризующееся трудностью и неточностью выполнения целенаправленных двигательных актов.
Для диспраксии характерны : различные виды моторной недостаточности: неуклюжесть, плохая координация, неловкость движений рук, неточность артикуляции, трудности на письме, трудности с планированием и выполнением точных движений.
Диспраксия негативно влияет на повседневную активность ребенка, самообслуживание, школьную успеваемость, поведение, коммуникативную сферу, поэтому требует своевременной целенаправленной коррекции.
Публикация «Консультация „Что такое диспраксия?“» размещена в разделах
Чаще всего диспраксия развивается в отдаленном периоде после перенесенного минимального перинатального повреждения ЦНС. В ее основе лежат функциональные расстройства высших корковых функций, обеспечивающих формирование праксиса.
Причинами последующих локомоторных расстройств в детском возрасте служат:
- патологии беременности (заболевания будущей матери, токсикозы);
- аномальное течение родов (затяжные роды, длительный безводный период, экстренное кесарево сечение);
- патология новорожденного (нерезкая асфиксия, переношенность, переношенность, затяжная неонатальная желтуха);
- неблагоприятные социально-педагогические условия (сенсорная депривация, гипоопека).
Также в настоящее время не исключается генетическая природа диспраксии, когда моторная неловкость и неуклюжесть являются семейной чертой. У части детей не удается проследить вероятный этиофактор.
У детей с диспраксией отсутствуют параличи, парезы, мышечные дистонии, различные заболевания, которые могут вызывать двигательную дисфункцию.
При диспраксии имеет место ретардация и функциональная рассогласованность деятельности обозначенных структур, что приводит как к нарушению общей моторики, так и парциальному недоразвитию праксиса (речевого, зрительно-пространственного, конструктивного и пр.).
В рамках патогенетического подхода выделяют первичную диспраксию, обусловленную незрелостью двигательного анализатора и пирамидных путей, и вторичную, связанную с нарушением обработки сенсорных стимулов.
Классификация:
Диспраксию классифицируют по нескольким определяющим критериям. У одного ребенка может отмечаться несколько видов диспраксических нарушений, как внутри одной группы, так и в разных:
По локализации:
• общая – сложности владения телом;
• кистевая - сложности подстраивания кистей рук;
• пальцевая – сложности воспроизведения движений пальцев рук;
• оральная – сложности выполнения движений губами и языком;
• артикуляционная – трудности воспроизведения укладов органов речи, сопровождающиеся произносительными нарушениями и т. д.
Все диспраксические проявления у детей объединяются в 4 группы:
• проблемы с выполнением движений и удержанием равновесия;
• сложности с подвижными играми;
• речевые нарушения;
• графические трудности.
Дети с диспраксией обычно позднее овладевают различными моторными навыками: с задержкой начинают переворачиваться, сидеть и ползать, ходить. Они медленно учатся самостоятельно пить и кушать, с трудом могут пользоваться столовыми приборами. Отмечается неловкость в выполнении любых точных действий: одевании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков, взаимодействии с игрушками. У детей с диспраксией часто «все валится из рук», они имеют плохую двигательную координацию – постоянно спотыкаются «на ровном месте», падают, натыкаются на препятствия (мебель, других людей, «не вписываются» в дверные проемы.
Ребенок с диспраксией проявляет неловкость в различных подвижных играх, особенно с предметами. Ему плохо удается ловить, бросать и пинать мяч, прыгать со скакалкой. Трудности вызывает обучение езде на велосипеде, самокате, катанию на коньках (ребенок долго не может научиться держать равновесие). Как правило, дети не любят играть в конструктор, собирать паззлы, работать с бумагой и ножницами.
Артикуляционная диспраксия проявляется в пропусках,искажениях, заменах сложных звуков более простыми. Отмечаются смазанность и неточности произношения, перестановки и элизии слогов. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку, плохо рисует, имеет низкую скорость письма, плохой почерк.
Диспраксия негативно отражается на повседневной бытовой деятельности ребенка. Невладение элементарными навыками самообслуживания формирует неряшливость, неопрятность. Неумение играть в коллективные игры вызывает проблемы с поиском друзей, коммуникацией со сверстниками.
Часто у детей возникают проблемы с поведением, многие из них имеют синдром дифицита внимания и гиперактивности. Для детей с диспраксией типично нарушение школьной успеваемости, связанное с дисграфией, дислексией.
Коррекционная работа:
Физическая реабилитация
Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции двигательных навыков. Им полезны различные виды физической активности (катание на велосипеде и беговеле, роликах, прыжки на батуте, плавание и пр., подвижные игры на ловкость, точность движений. применяются:
Кинезиотерапия, физиотерапия, массаж:
Нейропсихологическая коррекция
В рамках нейропсихологического подхода широко применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На занятиях детские психологи используют cуджок -терапия, пальчиковая гимнастика, бизиборды. С младшими детьми проводятся сенсомоторные игры, с более старшими сеансы песочной терапии, арт-терапии. При диспраксии показаны тренировки на балансировочной доске.
Логопедическая коррекция:
Логопедическая работа строится с учетом выявленных нарушений устной и письменной речи. Вначале проводится уточнение артикуляции проблемных звуков, имеющихся дефектов. В рамках подготовительного этапа осуществляется пассивная и активная гимнастика. После выработки необходимых кинестезий переходят к звукопостановке, закреплению звуков.
Прогноз и профилактика:
С помощью целенаправленной психолого-педагогической коррекции большинству детей удается преодолеть диспраксию, улучшить моторную координацию, успешно освоить учебную программу. Вместе с тем, остаточные проявления синдромом неуклюжести могут сохраняться вплоть до взрослого возраста. Профилактика диспраксии начинается еще до рождения ребенка и включает весь комплекс мер по перинатальной охране плода и новорожденного. Коррекцию выявленных диспраксических нарушений целесообразно начинать как можно ранее.
Литература:
1. Проблема постановки диагноза диспраксия развития в детском возрасте/ Садовская Ю. Е., Ковязина М. С., Троицкая Н. Б., Блохин Б. М. // Лечебное дело. – 2011. – №2.
2. Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста/ Калашникова Т. П., Анисимов Г. В., Савельева Н. А., Довганюк М. В. // Специальне образование. – 2015.
3. К проблеме диспраксии у детей/ Шалимова О. Ю. // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. – Череповец, 17-18 апреля 2014 г.
4. Упражнения с мячом как средство коррекции мелокинетической диспраксии у детей с нарушениями речи/ Воробьев В. Ф., Браим К. С., Леханова О. Л. // Педагогические науки. – 2016. - №6.