Ольга Б
Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация (часть 1)
Учитель- дефектолог Бондаренко О. В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 «Антошка»
Введение
Освоение коммуникативных навыков является важной частью психического развития ребенка. Именно в процессе общения с другими людьми дети получают представления об окружающем мире, приобретают новый опыт и усваивают знания.
Темочки:
Что же такое коммуникация? Коммуникация – процесс обмена информацией между людьми, разделения идей, интересов, чувств и эмоций. Маленький ребенок при взаимодействии с родителями, воспитателями, сверстниками является не пассивным участником, на которого оказывают воздействие, он может сообщать о своих желаниях и потребностях, о своем отношении к происходящим событиям, делиться своими интересами, получать обратную связь со стороны партнеров по коммуникации.
Развитие коммуникации неразрывно связано с развитием когнитивной, двигательной, эмоциональной и личностной сферы. Стремление к общению свойственно любому ребенку, однако, в некоторых случаях возникают факторы,
ограничивающие ребенка в его естественной потребности во взаимодействии с другими людьми. Задачей специалистов и заботящихся о ребенке взрослых является предоставление ребенку максимальных возможностей для полноценного участия в собственной жизни и участия в жизни общества.
В зависимости от используемых средств можно выделить два вида коммуникации : вербальную (в качестве средства общения используется речь, от ребенка требуется определенная степень освоения знаковой системой языка, а также невербальную (общение при помощи иных средств, не предполагающих использование звуковой речи). Примером использования невербальных средств коммуникации для детей раннего возраста является использование мимики, жестов, сенсорного контакта со взрослым, ведущих за собой дальнейшее освоение вербальной коммуникации - речи.
Существует также группа детей, для которых освоение речи является трудностью, препятствующей активному участию в процессе коммуникации и социального взаимодействия.
К этой группе могут относиться дети с различными нарушениями в развитии или приобретенными нарушениями: с тяжелыми и множественными нарушениями развития, когнитивными трудностями, с различными двигательными нарушениями, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями речевого развития и др.
Ожидая времени, когда ребенок, которому в силу его особенностей тяжело дается освоение речи, заговорит, упуская из внимания его коммуникативные потребности, мы можем долгое время не обращать внимания на его невербальные сигналы, неверно оценивать его возможности и желание общаться. В некоторых случаях, гораздо удобнее и быстрее сделать выбор за ребенка, решить, что он будет кушать, во что будет играть, переместить малыша с одного места на другое, не дождавшись инициативы и просьбы о помощи. Таким образом, мы лишаем ребенка не только возможности выразить свое желание и интерес, проявить собственную активность, но исключаем сам контекст для общения.
Трудности в речевом общении и отсутствие каких-либо средств коммуникации могут приводить к нарушениям и в других сферах жизни ребенка, ограничивать его познавательный интерес, развитие навыков самостоятельности, приводить к вынужденной изоляции и препятствовать нормальной жизни ребенка в обществе.
Продолжение следует