Софья Иванова
Консультация «Что должен ребенок знать о правовых нормах»
▼ Скачать + Заказать документы
Что должен ребенок знать о правовых нормах?
Задачей гражданско-правового воспитания является формирование у младших школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особую роль в воспитании данных качеств играет начальная школа. Это основа формирования личности.
Публикация «Консультация „Что должен ребенок знать о правовых нормах“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры младших школьников, должны решаться следующие задачи:
* воспитание личности, осознающей достоинства человека, терпимость;
* формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
* воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
* формировать уважительное отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;
* формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин»;
* развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного села, города, других народов.
Основной целью гражданского и правового воспитания младших школьников является формирование правосознания и правовой культуры
обучающихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.
Правовые знания как раз и являются той базовой системой, на которой впоследствии надстраивается вся правовая культура личности.
Рассмотрим определение термина «правовые знания» в различных интерпретациях.
Правовые знания – это содержательные научные представления, воспроизводящие в мышлении объективную суть реальных процессов правовой действительности и выражающие специфически их юридическую качественную определенность.
Правовые знания - это информация о различных сторонах правовой системы жизни общества.
Правовые знания - это объективное отношение общества к праву; совокупность норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов.
Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания обучающихся. От того насколько хорошо ученики усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей Родины.
Гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как
включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Знание гражданско-правовых норм позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Приоритетное место в работе по гражданско-правовому воспитанию отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у обучающихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
Формирование правовых знаний должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:
* чувство собственного достоинства, уважение к себе;
* требовательность к себе, ответственность;
* отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
* протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
* жизнестойкость, уверенность в себе;
* самообладание при промахе, ошибке;
* умение не падать духом при неудачах;
* умение радоваться жизни;
* вера в добро, в справедливость.
Нравственные и правовые предписания очень тесно взаимосвязаны, однако правовые нормы обладают своей спецификой, их знание и усвоение личностью оказывает на нее дополнительное воздействие. Знакомство обучающихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления обучающихся о зле. Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий.
Формирование правовых знаний имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.