Анастасия Порозова
Чтение и показ Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение и показ Н. Некрасова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Чажемтовский детский сад» Колпашевского района.
Порозова Анастасия Александровна
с. Чажемто 2021
Чтение и показ. Н. Некрасов "Дед Мазай и зайцы"
Задачи:
•развивать у детей поэтический вкус и образное мышление, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении; способствовать эстетическому развитию;
Публикация «Чтение и показ Н, Некрасова „Дед Мазай и зайцы“» размещена в разделах
•учить детей чувствовать поэзию слова; работать над умением выразительно читать стихи; познакомить со средствами выразительности, обогащать словарный запас;
•прививать бережное отношение к природе, к животным.
Ход занятия
Воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения «Дед Мазай и зайцы».
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по недели гощу у него.
Нравится мне деревенька его…
Этот отрывок из стихотворения «Дед Мазай и зайцы» написал прекрасный поэт Николай Алексеевич Некрасов.
В своих стихотворениях Н. А. Некрасов рассказывает, как тяжко живётся людям в крепостной деревне. Особенно много произведений поэт посвятил крестьянам и их детям. Это «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок». Когда читаешь эти стихотворения, кажется, будто сами крестьяне рассказывают о своём труде и своих печалях - так хорошо знал Некрасов их жизнь и так близко принимал её к сердцу. Только ли о народе писал Н. А. Некрасов? Нет, он писал стихи о природе, в разные времена года.
Почему поэт любит природу? Что связывает его с природой?
Отец Некрасова запрещал ему дружить с детьми крепостных крестьян, потому что сам он был выходцем из дворянской семьи, но мальчик, выбрав удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских детишек. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними ягоды, грибы, а когда наступала зима, и ребята уходили на Волгу кататься с крутых берегов на салазках, он и тогда не расставался со своими приятелями. Именно тогда у него зародилась любовь к полям, лесам своей Родины, к её снегам и морозам.
С раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в свободное от работы время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться. «Охота была для него не только забавой, но и средством знакомиться с народом». говорит его сестра. Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту.
Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи. Каждое лето поэт приезжал на неделю в деревню Малые Вежи, чтобы погостить у старого охотника Мазая и вместе с ним поохотиться. Как-то раз во время охоты начался сильный дождь, и рассказчик с Мазаем укрылись в сарае. Старик начал рассказывать истории про деревенских охотников, один из которых автор записал в стихотворении "Дед Мазай и зайцы", послушай его!
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал.
Старый Мазай разболтался в сарае :
"В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут
И без того они сотнями гинут, -
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?. Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
"То-то! - сказал я, - не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его - тягота не велика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха -
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном -
Сильно дрожала. Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
" Глянь-ко: что делает старый Мазай!"
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые.
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и "с богом!" сказал.
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: "У-х!
Живей, зверюшки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь - бух!
И ляжешь. У-у-у-х. "
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось -
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал - и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул - и дали стречка!
Беседа по вопросам (Ребенок самостоятельно отвечает на заданные вопросы)
О каком интересном случае рассказал Дедушка Мазай?
Когда этот случай произошёл?
Каким ты представил себе деда Мазая? Опиши его внешний вид.
Нравится ли тебе его речь?
Как он говорит?
Как старый Мазай относится к бедным зверькам?
Как относится Мазай к природе и ко всему окружающему?
Какой же это был человек?
- Да, это добрый, прекрасной души человек! Весной, во время половодья. особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей.
- Как Мазай в течение своего рассказа называет зайцев? (Бедные зверьки, команда косая, зайчики, горемыка, зайчишки, плуты косые, зверюшки)
- О чём это говорит? (Дедушке Мазаю их жалко, он любит их. Хочет помочь им в беде)
- Все ли зайцы разбежались?
- Как поступил Мазай с теми, кто не смог убежать? (Отогрел, накормил)
- Давай, поможем деду Мазаю сделать прочный, крепкий плот для спасения зайцев?
Ребятишки изображали деда Мазая и зайцев
Здесь ребятишки нашли потерявшего зайца
Пытались его спасти
Спасли потерявшего зайчика