Лариса Тихомирова
Читайте детям сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства – это сказки на ночь, рассказанные тихим мелодичным голосом мамы и весёлые персонажи, рождённые озорным сказочным воображением. Эти воспоминания до сих пор дарят новым поколениям ощущение родительской заботы и тепла, переносят в волшебный мир детства…
Великий поэт Пушкин воспитывался на историях, легендах и сказках няни Арины Родионовны. Поговорки, пословицы, присказки не сходили с ее языка.
Публикация «Читайте детям сказки» размещена в разделах
Для чего же детям нужны сказки?
Во время чтения налаживается с малышом эмоциональный контакт. Маленький человечек сидит у взрослого на коленях, чувствует себя в безопасности, родной ласковый голос успокаивает его…
Не думайте, что двухлетний малыш еще не поймет сказку о Дюймовочке или Чипполино. Попробуйте! Вовсе не обязательно читать от начала и до конца. У крохи не хватит терпения дослушать ее. Просто пересказывайте своими словами и больше внимания уделяйте разглядыванию ярких картинок в книжке.
Известный российский и советский ученый В. Пропп сказал: «Русская сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности». И не удивительно, что иллюстрации к детским сказкам в нашей стране создавали известнейшие художники, они вошли в золотой фонд русской живописи. Это И. Билибин, Ю. Васнецов, Б. Зворыкин, Т. Маврина, Е. Поленова и многие другие.
Перед рассматриванием картин на сказочные сюжеты, можно спросить у детей постарше, любят ли они сказки и за что их любят? И всегда дети, перебивая друг друга, стремятся ответить: сказки интересные, там интересные герои, сильные богатыри, прекрасные принцессы, интересные события, волшебство, волшебники, сказки учат, они всегда хорошо заканчиваются, добро побеждает зло.
Когда мы читаем книгу, наш мозг развивается. Например, мы прочитали какую-то фразу из сказки, и наш мозг начинает работать, ему нужно представить, как именно выглядела прекрасная Принцесса или косматое Чудовище, Дед или Баба, Жар-птица или Конек-Горбунок и т. д. В каком дворце или избушке герои живут, в каком городе или деревне они находятся, из чего сделаны, какого цвета, размера и т. д. А когда мы смотрим телевизор, наш мозг отдыхает. Ему ничего не надо делать, все и так известно.
Из сказок малыш получает нужную информацию. Он познает жизнь людей, животных и сказочных существ. Придуманный мир и реальность часто переплетаются в его воображении, и многие необычные явления становятся для крохи практически настоящими.
Сказки помогают ребенку развивать фантазию. Ведь это так интересно самому придумать, как должен выглядеть тот или иной герой сказки. А если его нарисовать вместе с мамой или папой, да они похвалят за фантазию, ребенку захочется читать еще и еще. Можно спросить малыша, какой бы конец сказки он сам придумал…
Расскажите ребенку, что сказки складывали такие же люди, как мы, но только они жили давно. В сказках сказители рассказывали по–сказочному о бедах и радостях, которые переживал народ. Врагов представляли, например, в образе Кащея Бессмертного или Змея Горыныча. А героев наделяли волшебной силой или давали им волшебных помощников, например, Конька-горбунка или Щуку, или волшебный меч–кладенец. И животные-то в сказках похожи на людей: кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный.
Обязательно почитайте малышу историю о Колобке и Курочке Рябе. В этих простых сказках для самых маленьких много повторов, которые неплохо запоминаются, а это позволит ему копить словарный запас.
Сказки снимают напряжение, которое собирается в детском подсознании. Они вырабатывают в ребенке мужество и веру в справедливость. Ведь маленький человек уже знает, что в трудный момент прилетит и поможет добрая ласточка или фея. Значит, у него есть поддержка и надежные друзья.
Человек растет и сказки становятся старше. От «Колобка» он переходит к произведениям великих сказочников: братьев Гримм, Андерсена и Астрид Линдгрен. Теперь малыш представляет себя храбрым рыцарем или богатырем, мама и папа восхищаются им. А иногда ему хочется быть драконом, свирепым львом или волком. Так он показывает свою силу.
Сказочный мир всегда занимателен и разнообразен
. Не только благодаря набору персонажей: говорящих животных, чудесных предметов и супер богатырей.
Волшебные истории можно считать отличной учебной методичкой. Это кладезь всевозможных случаев из реальной жизни. С их помощью ребенок познает мир и его непростые законы. Может быть, услышанная история поможет решить малышу важную для него проблему.
Сказка помогает формировать внутренний мир ребёнка и духовный иммунитет. И не надо стремиться к облегчённым современным сказкам, где баба-Яга – добрячка, которая не пугает и остаётся в дураках. Ребёнку нужна неисчерпаемая сила народной мудрости, пришедшей из глубины веков, а не пародия на неё. Иначе в стремлении уберечь ребёнка от жестокости в сказке родители обрекают его на долгие поиски себя уже во взрослом возрасте, неумении действовать, принимать решения, преодолевать препятствия. Теряется духовная нить преемственности, без которой гораздо сложнее человеку реализовать себя уже во взрослой жизни.
Во время чтения нужно быть готовыми отвечать на сотни вопросов. Человеку, познающему мир, необходимо знать, как устроена избушка на курьих ножках и почему страшный Змей Горыныч дружит с Бабой Ягой, а благородный Серый волк помогает отважному Ивану-царевичу найти любимую.
Завершив чтение очередной сказочной истории, надо обязательно поговорить с крохой. Обсудить совместно: кто вам нравится, а кто — нет и почему? Это будет блестяще развивать логическое мышление.
Сказка — это золотой ключик к душе ребенка.
Сказочные персонажи помогают ребенку стать добрее, отзывчивее и смелее.
Пополняется словарный запас. Развивается логика, фантазия и воображение.
Учат разбираться, что такое добро и зло.
Сопереживание герою формирует милосердие и сострадание.
Тренировка памяти и формулировка мыслей при обсуждении прочитанного.
Самостоятельное чтение помогает усвоить пунктуацию и орфографию в дальнейшем.
Чтение спокойных сказок со счастливым концом могут решить проблемы со сном.
Семейные чтения вслух и обсуждение произведений сближают детей и родителей.
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были ещё умнее, читайте им ещё больше сказок". Он понимал ценность чтения и воображения.
Надо передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.