Лейла Викторовна Подилько
Чистоговорки для детей 5–7 лет со зрительной опорой
Филиал МАОУ СОШ № 14 им. В. Ф. Фуфачева
детский сад №24 «Умка»
«Чистоговорки со зрительной опорой для детей 5-7 лет»
Подготовила: Учитель-логопед Подилько Л. В.
г. Серов, 2022 г.
Цель: развивать все стороны речи ребенка - фонематический слух, звукопроизношение, речевое дыхание, грамматику и связную речь, учить детей правильно произносить звуки, отрабатывать дикцию.
Задачи:
• Развивать восприятие темпа и ритма;
• Развивать навыки управления силой голоса;
• Отрабатывать правильный темп, интонационнальную выразительность речи;
• Отрабатывать четкость дикции;
• Обогащать словарный запас.
Чистоговорки — это ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.
Чистоговорки способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы, а также психические процессы (внимание, память, восприятие).
Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках. Но можно и придумывать самим.
На первом этапе наша цель — не заставить ребенка повторять за нами, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек. «Учите» чистоговорки постепенно. Изначально можно показать новую карточку с чистоговоркой, затем можно еще раз просмотреть, проговорить и закрепить. А вечером перед сном повторить ее с ребенком.
Приведем примеры игр с карточками с чистоговорками.
1. Игра «Доскажи словечко».
Педагог произносит «Ры-ры-ры, я несу.» (ребенок отвечает «шары», вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам.
Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем — всю чистоговорку.
2. Игра «Громко, тихо, шёпотом».
Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистоговорку, как медведь; пропищать чистоговорку, как мышонок и т. п.
Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью).
3. Игра «Медленно-быстро».
Произнести чистоговорку медленно — быстро.
4. Игра «Какой, какая, какое?»
Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И начинаем задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са — какая коса?» «Са-са-са — у кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой. (Са-са-са — острая коса. Са-са-са – у Сани коса).