Алла Пономаренко
Консультация «Чем же полезен спорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему необходимо заниматься спортом? Итак, давайте посмотрим, чем же полезны занятия спортом, и какие приносят результаты:
пробуждают интерес к физической культуре и спорту; способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
дети и родители становятся ближе друг к другу, сплоченней, у них налаживается более доверительное общение, идет взаимообогащению;
Публикация «Консультация „Чем же полезен спорт“» размещена в разделах
во время совместных занятий, родители лучше узнать своих детей, у них появляются общие спортивные интересы, дети начинают больше доверять родителям;
создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач;
заниматься спортом дают возможность, позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому, так родитель, показывая ребенку, те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку;
способствуют всестороннему развитию ребенка: важным качествам личности (настойчивости в достижении цели, упорству) и благотворны для психического состояния ребенка.
2. Практическая часть. (Основная). Исследование в семье. Совместные занятия спортом детей и родителей. Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. Как показали наши исследования часть родителей, не имеет достаточной физкультурной подготовки. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры — все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Важно научить ребенка двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Коллективом МБДОУ «Грузсчанский детский сад» была разработана система методики работы с детьми и их родителями, направленная на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие, в соответствие с внедрением в практику работы ФГОС ДО.
Здоровьесберегающие технологии, используемые нами в работе, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы. Для этого необходимы: профилактика болезней, укрепление здоровья, комплекс эффективных лечебно-профилактических мер на протяжении всего дошкольного возраста. В качестве здоровьесберегающей работы используем разные формы: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, физкультурные досуги, спортивные и музыкальные праздники совместно с родителями. На протяжении всего периода нахождения дошкольников в детском саду используем такие здоровьесберегающие образовательные технологии, как:
Медико-профилактические технологии- обеспечивающие организацию мониторинга здоровья дошкольников, организация и контроль питания детей, физическое развитие, закаливание; технологии профилактики заболеваний, противоэпидемическая работа, контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, витаминопрофилактика (витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты, физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования;
Психолого-педагогические технологии- связанные с непосредственной работой педагога с детьми, обеспечение комфортности воспитанников;
Учебно-воспитательные технологии - которые включают обучение заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья;
Технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей - консультации для педагогов и родителей «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Профилактика плоскостопия», «Правила правильного закаливания», «Правильное питание» и др. ;
Технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входят:
стретчинг – организуется не раньше чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста; рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием;
динамические паузы – проводятся во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления;
подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате ежедневно для всех возрастных групп; игры подбираются в соответствии с возрастом детей;
релаксация – организуется в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей; можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы;
гимнастика пальчиковая – делается с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно; проводится в любое удобное время;
гимнастика для глаз – используется ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста;
гимнастика дыхательная – входит в разные формы физкультурно-оздоровительной работы;
динамическая гимнастика – проводится ежедневно после дневного сна по 5-10 минут;
гимнастика корригирующая – организуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы;
Технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя:
физкультурные занятия – проводятся 2-3 раза в неделю;
проблемно-игровые занятия – проводятся в свободное время, во второй половине дня;
коммуникативные игры – организуются 1-2 раза в неделю со старшего возраста; в них входят беседы, игры разной степени подвижности, занятия рисованием;
Коррекционные технологии, которые включают в себя:
технологии музыкального воздействия – используются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя;
сказкотерапия – проводится 2-4 занятия в месяц со старшего возраста; используется для психологической и развивающей работы.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Включаем в свою работу закаливание, любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ.
Мы выбрала наиболее доступные формы закаливания:
-соблюдение температурного режима в течение дня;
-правильная организация прогулки и ее длительность;
-соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
-дыхательная гимнастика после сна;
-нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
-проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;
Совместно с нами активно участвуют родители, они с удовольствием нам помогают, участвуют во всех мероприятиях, соревнованиях, эстафетах, круглых столах, мастер- классах, помогают с необходимыми атрибутами. Мы проводим опрос, среди родителей какой спортивный сезонный инвентарь у них есть, как правильно его использовать. Из СМИ родители узнают много полезного и интересного для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты, которыми делятся друг с другом во время совместных, мероприятий. Некоторые родители сами предлагают нам провести то, или иное спортивное мероприятие. Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них — не стремление к первенству, а возможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от движения, от игры. Совместная работа с семьями воспитанников дает положительные результаты. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Использование различных форм здоровьесберегающих технологий привело не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников их родителей.
Это можно увидеть на примере анкетирование проводимого в начале проекта и на данный момент.
Сформировалась нoрмативнo-прaвoвaя база пo вопросам оздоровления дошкольников. Знания, умения и навыки здорового образа жизни, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
4. Заключительный этап.
Вывод: Совместные занятия спортом сплачивают детей и родителей, выявляют их общие интересы, поднимают настроение, содержат в здоровой физической форме тело и дух, как детей, так и родителей, являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь. Движение и спорт оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если занятия проводятся на свежем воздухе, то и закаливают организм, способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество и др. Активизирует интерес к активному занятию спортом и движением, которые способствуют укреплению взаимоотношений в семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям, к гармоничному развитию личности ребенка. Не каждый из детей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым.
Рекомендации для родителей по итогам проекта:
1. Составьте расписание занятий спортом на неделю, чередуя виды спорта, в которых упражняется ваша семья в течение месяца.
2. Сделайте «журнал достижений» для каждого члена семьи. Это позволит развивать дух состязательности, закалит характер.
3. Помогите каждому члену семьи найти спорт по душе, тогда результаты будут расти быстрее, возрастет уверенность в своих силах
4. Посещайте чаще большие спортивные центры, аквапарки и развлекательные комплексы, в которых можно с комфортом провести вечер всей семьей, занимаясь различными видами спорта.
5. При подборе вида спорта для своего ребенка, изучите физиологические, конституционные и психические особенности ребенка и темпы его развития, осуществляя это в тесном контакте с врачом, педагогом по физкультуре, тренеров.
6. Учитывайте склонность и интерес ребенка к тому или иному виду спорта.
Из сказанного выше следует, что здоровый образ жизни является самым значимым в сохранении и укреплении здоровья каждого человека. Так выделим время для укрепления и совершенствования своего здоровья и будем неизменно следовать этому! Ведь здоровье - это ценность, без которой жизнь не приносит удовлетворение и счастье.