Ольга Гордеева
Обобщение опыта «Основы безопасности и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» (Часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
Правила пожарной безопасности.
Пожар – страшное слово, символизирующее горе и боль. Неконтролируемое пламя не щадит никого: оно уничтожает имущество, квартиры, целые дома, уносит жизни родных и близких. Чтобы предотвратить страшную трагедию, порой достаточно знать правила обращения с огнем.
Публикация «Обобщение опыта „Основы безопасности и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста“ (Часть 3)» размещена в разделах
Незнание дошкольниками элементарных правил пожарной безопасности – одна из основных причин пожаров, в которых виновными остаются дети. Сотрудниками нашего детского сада постоянно ведется работа по распространению и популяризации знаний о правилах пожарной безопасности среди населения. Ведь огонь - страшная сила, и чтобы победить её, нужно иметь определенные знания и навыки. Научить ребят ориентироваться в опасности – это важная задача и родителей, и педагогов, и спасателей МЧС. Поэтому педагогический коллектив нашего детского сада поставил перед собой
цель: реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных и правовых актов в области пожарной безопасности в ДОУ.
Задачи:
1. Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
2. Формирование представлений у дошкольников об опасных и вредных факторах, возникающих при пожаре, сознательное и ответственное
отношение в вопросах личной безопасности окружающих, навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях.
3. Информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
4. Внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе тематических и бесед «Добрый и злой огонь!», «Юный пожарный», «Пожарная безопасность дома», «Спички не тронь - в спичках огонь», «Труд пожарных», дидактических игр дети знакомятся с правилами пожарной безопасности, учатся осторожному обращению с огнём, узнают о профессии пожарного. У ребят формируется сознание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Недели и месячники пожарной безопасности, выставки детских рисунков, поделок, организованные в детском саду, составление памяток, практические занятия по тушению возгораний, оказание первой помощи при ожогах, встречи с работниками пожарной части помогают популяризировать тему пожарной безопасности.
Правила дорожного движения.
В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и улицах города осуществляется тесная связь между всеми разделами программы воспитания и обучения детей. На занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности постоянное внимание уделяю формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Мои дошкольники с желанием обыгрывают различные дорожные ситуации, тем самым закрепляются правила дорожного движения.
На занятиях по правилам дорожного движения: «Правила для пешеходов и пассажиров», «Наблюдения за движением машин и работой водителя», «Пешеход переходит улицу», «Мы пассажиры», «Сигналы регулировщика» и другие мои воспитанники в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице, закрепляют представления: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Бульвар», «Пешеходная зона», «Островок безопасности», различные виды транспорта: наземный, подземный, воздушный и водный, разбираем с детьми потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома.
В игровой форме формирую знания о дорожных знаках, их классификации, назначении. Знакомлю детей с работой ГИБДД, рассказываю о том, кто там работает, дети узнают о труде милиционера - регулировщика. Через сюжетно-ролевую игру «Автобус», расширяю круг правил поведения в общественном транспорте.
В нашем детском саду стали традиционными дни и недели ПДД. Составляю календарный план мероприятий, в который входят: родительские собрания, тематические выставки и занятия, целевые прогулки, встречи с ЮИД, автодискотека.
В результате проводимых мероприятий у детей формируется творческое воображение, и они сами могут разыгрывать инсценировки, организовывать сюжетно-ролевые игры и театрализованные представления.
На данном этапе закрепляются приобретённые знания детей о безопасности дорожного движения :
• запрещающие и разрешающие знаки,
• знаки сервиса,
• сигналы светофора и их соответствие движениям регулировщика,
• опасный перекрёсток и островок безопасности на нём,
• место игр на улице и их виды,
• правила поведения в общественном транспорте и многое другое.
Я считаю, что необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения является создание соответствующей материальной базы уголка по обучению детей правилам дорожного движения.
Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. На родительских собраниях и в беседах родители знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности дорожного движения. Через собрания, совместные с детьми и родителями развлечения я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого - либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в МБДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.
Многие родители, имеющие свои автомобили, стали более внимательными водителями, так как теперь их 6-7 летние дети сами делают им замечания по поводу неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо выучили знаки дорожного движения.
В результате этой работы в 2010г. наше учреждение заняло 3 место на муниципальном этапе конкурса «Лучший методический кабинет ПДД». В 2011г. мы награждены дипломом первой степени на зональном этапе областного конкурса среди дошкольных учреждений «Мы с дорогою на Вы!».
Взаимосвязь педагогов с родителями.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения, образования, социально – экономической и экологической ситуации в стране. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт - интимно - личностную связь и изначальное единство с родными.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка. Я не оговорилась, да, детский сад, в одиночку педагогу к высокой результативности своей работы не прийти. Здесь нужна чёткая, отлаженная система взаимодействия педагогов между собой для достижения основной цели. Воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед, у каждого своя роль. Свою же работу с родителями и педагогами по сохранению и укреплению здоровья детей осуществляю в три этапа:
1) анкетирование и тестовые рисунки;
2) практические мероприятия (конкурсы, спортивные праздники и развлечения, тематические газеты, памятки);
3) тестовый рисунок.
Таким образом, безопасный образ жизни дошкольников возможен лишь при постоянном общении взрослого с ребенком: искать выход из трудного положения, вместе обсуждать проблемы, вести диалоги, познавать, делать открытия, удивляться.
Знакомить детей с основами безопасности, формировать навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Ведь правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а вот какими они будут, зависит только от нас – взрослых!