Евгения Шарапова
Центр речевого развития «Развивайка»
Центр речевого развития «Развивайка".
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Публикация «Центр речевого развития „Развивайка“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Для развития речи ребё нка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого мы используем чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.
В нашей группе центр речевого развития существует уже 4 года с 1 младшей группы. Изготовили мы его совместно с родителями.
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
• Дидактическое оснащение должно соответствовать лексическим темам, структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
• Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
• Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
• Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
• Не следует перегружать речевой уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.
• Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.
• Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.
Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
Портреты писателей: М. Горький, С. Михалков, Б. Житков, Л. Толстой, Н. Носов, К. Чуковский;
книги, рекомендованные программой;
Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
Энциклопедии («умные» книжки, словари;
«Толстые» книжки;
Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
Портреты художников – иллюстраторов (Е. Рачев, Н. Чарушин);
Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. п., выставки с рисунками детей на заданную тему.
В речевом центре находится зеркало для артикуляционной гимнастики языка и зеркала для занятий с подгруппой.
1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Прожорливые фрукты», «Воздушный футбол», «Подуй в трубочку»).
2. Для развития мелкой моторики рук : мозаики, шнуровки, игры с прищепками, спички и счетные палочки, массажные мячики, шарики «Су-Джок», граненые карандаши, планшеты для игр с резиночками.
3. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
4. Развитие связной речи : стихи, загадки, разные виды театра, мнемотаблицы.
5. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
6. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
«Назови ласково»
«Один-много, много-один»
«Составь слово из двух»
«Добавь слово»
7. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
«Мяч бросай животных называй»
«Кто чем занимается»
«Горячий – холодный»
При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это: магнитная доска (буквы, разноцветные фишки).
Классная подвижная азбука.
Азбука в картинках.
Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” ( Например:автор Н. В. Дурова).
Дидактический материал “Ступеньки грамоты” ( Например:авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).
Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.
Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.
Таким образом, речевой центр в нашей группе соответствует требованиям ФГОС и является:
-содержательно –насыщенный (в нем большое количество материала и дидактических игр);
-трансформируемым, который связан непосредственно с полифункциональностью, это возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
-доступный (весь материал в уголке лежит в открытом доступе для детей);
- безопасный (все игры совершенно безопасны для детей).
Мы считаем правильно организованная предметно-развивающая среда в речевом и книжном центрах создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закрепить свои способности не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в свободной деятельности. Стимулирует развитие самостоятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.