Мария Павловская
Центр психолого-педагогической помощи и социальной поддержки
▼ Скачать
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе. Для успешной, эффективной работы в дошкольном учреждении должен быть положительный психологический климат — эмоциональный настрой. Он является устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям, душевными переживаниями и волнениями. Такой климат должен быть сформирован и в коллективе, и в группах дошкольного учреждения.
Публикация «Центр психолого-педагогической помощи и социальной поддержки» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2020
Признаки благоприятного климата в группе:
- в течение всего дня хорошее настроение детей;
- свободное отправление детьми всех естественных потребностей;
- доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;
- умение детей занять себя делом;
- возможность уединиться;
-со стороны взрослых отсутствие давления;
- высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи;
- желание участвовать в деятельности коллектива;
-удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников Для того, что ребенок успешно развивался ему необходимо создавать благоприятный климат и психологически безопасную образовательную среду. Они играют важное значение и для полноценного развития дошкольника, сохранения и поддержки психического здоровья, а также для предупреждения психологических травм маленького человека. Ранний возраст характеризуется быстрыми темпами развития, а это, в свою очередь, сопряжено с повышенной чувствительностью ко всем воздействиям окружающей среды. Чем комфортнее, спокойнее и безопаснее будет чувствовать себя ребенок, тем легче пройдет адаптация при поступлении в дошкольное учреждение. Если потребности маленького человека поняты неправильно или нецелесообразно удовлетворены взрослыми, то атмосфера, в которой растёт ребенок, становится психологически небезопасной для его развития. В раннем возрасте от того, какую позицию примет взрослый, зависит, насколько малыш в своём развитии будет благополучен.
С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные центры уединения, или зоны релакса.
В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к группе.
В нашей группе был оформлен Центр уединения под названием «Сириус».
«УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ» — ЭТО МЕСТО, ГДЕ РЕБЁНОК МОЖЕТ ОЩУТИТЬ СЕБЯ В ПОЛНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, МОЖЕТ УСПОКОИТСЯ, РАССЛАБИТЬСЯ, ПОИГРАТЬ С ЛЮБИМОЙ ИГРУШКОЙ, РАССМОТРЕТЬ ФОТОГРАФИИ, КНИГИ, «ПОЗВОНИТЬ» МАМЕ, ИЛИ ПРОСТО ПОМЕЧТАТЬ.
Внашемцентре есть :
• уголок для уединения;
Альбом с семейными фотографиями позволяет детям вновь пережить положительные эмоции, стабилизировать свое внутреннее состояние;
телефон «Позвони маме».коврик злости (дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет);
цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети успокаиваются. Так же это дополнительное занятие для мелкой моторики.
• «Стул для размышлений»(хмуряшка) служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т. д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей.
• «Почётный стул» (добряшка) стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.
• Аудио записи со звуками природы (шум моря, шорохи леса и т. д) для отдыха.
• «Коробка добрых дел» (чтобы отвлечься от негативных эмоций, вспоминаем, что было сделано сегодня хорошего и «кладем» этот поступок в коробку.)
• «Рубашка – мирилка»(поссорившиеся обнимаются)
• Игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?» «Покажи эмоцию»
• «Светофор настроений» (ребенок берет свою прищепку и цепляет к нужной эмоции).
• «Стенд герой дня» - Куда определяются 1-2 фотографии детей, отличившихся чем- то положительным сегодня.
• «Копилка плохого настроения»- плохие слова, поступки «Складываем» в копилку).
• «Колючий ёжик» – Егорка – что бы положить на него руку, малыш почувствовал, как может быть неприятно от чьей-то злости.
• «Коробочка добрых пожеланий»– (родители могут оставить свои пожелания детям, которые в течении для воспитатель мог бы прочитать им, если вдруг у кого то плохое настроение).
В уголке психологической разгрузки находятся материалы, которые использует в своей работе воспитатель. Это подборка психогимнастических игр, направленных на формирование положительногосамопринятия и толерантности.
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с использованием материалов уголков психологической разгрузки приводит к положительным результатам: дети меньше ссорятся, материалы психологического уголка помогают раскрываться тревожным и застенчивым детям.
Авторы: Маркелова Мария Васильевна и Богданова Ольга Павловна