Светлана Шуштанова
Театрализованная деятельность как условие формирования душевного и социального здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как условие формирования душевного и социального здоровья дошкольников
Наумова Т. В.
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
(Арзамасский филиал, г. Арзамас
Шуштанова С. И.
Дошкольное образовательное учреждение №23, г. Арзамас
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фанта-
зии, творчества…
В. А. Сухомлинский
Публикация «Театрализованная деятельность как условие формирования душевного и социального здоровья дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В настоящее время – время глобальных изменений во всех сферах жизни российского общества, актуализируются проблемы, связанные с духовно-нравственной составляющей общественных взаимоотношений. «Дефицит милосердия» среди людей свидетельствует о недостатках их нравственного развития. Основы духовно-нравственной культуры каждого человека формируются в раннем возрасте, поэтому одной из важнейших задач современных учреждений дошкольного образования является задача сохранения здоровья воспитанников.
Всемирная организация здравоохранения трактует понятие «здоровье» не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Душевное – прежде всего тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями, то есть уровнем самореализации ребёнка в условиях образовательного учреждения. Социальное здоровье зависит от того, как ребёнок ладит с другими детьми, о социальном здоровье можно судить по уровню развития коммуникативных и организаторских способностей ребёнка.
Целесообразность применения здоровье-сберегающих педагогических технологий в настоящее время не вызывает сомнений, поскольку именно образовательная среда современного детского сада, школы является одним из наиболее важных факторов, оказывающих существенное влияние на здоровье или нездоровье ребёнка. На наш взгляд, одним из наиболее значимых условий формирования душевного и социального здоровья дошкольников является театрализованная деятельность.
Основной вид деятельности дошкольника – игра. Это наиболее доступный и интересный способ выражения эмоций, впечатлений, их переработки. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»(1, 33). Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых, ребёнок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации. Понять воспитательный потенциал игры – значит увидеть природу детства, понять самого ребёнка, своих сверстников. В играх дети всё как бы делают втроё м: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постепенно. Детские игры окупаются «золотом самой высокой пробы», ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности, её гармонию (2, 5-6).
Ещё К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребёнок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребёнок требует особого внимания взрослых. Современные исследователи (Л. В. Артёмова, Н. С. Карпинская, А. Я. Михайлова, Л. С. Фурмина и др.) утверждают, что игра может быть диагностическим средством эмоционального состояния ребёнка, его социального здоровья. В то же время игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии.
Условно все игры детей можно разделить на сюжетно-ролевые, творческие (игры на бытовые темы, строительные, игры забавы, театрализованные игры, развлечения) и игры с правилами (дидактические и подвижные игры). Театрализованная игра появляется в определённый период, как бы «вырастая» из сюжетно-ролевой. Они имеют общую структуру (строение) : замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, ролевое действие, правила. Основное отличие между данными видами игр в том, что в сюжетно-ролевой – воспитанники отражают жизненные явления, а в театрализованной – берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной игре результатом может стать подготовленный спектакль, инсценировка или ежедневные репетиции, так как ни одна из них не похожа на другую. Главное в театрализованной игре – сама игра (2).
Приобщать детей к театрализованной игре нужно постепенно, не заставляя их участвовать в спектаклях. Только положительный пример воспитателя и других воспитанников может подтолкнуть ребят к новому виду деятельности. Интересно, что юные актёры с большим энтузиазмом реагируют на импровизацию. Это позволяет избегать рутинности труда, зубрёжки, необходимости заучивать реплики, позы движения.
Считаем целесообразным на занятиях с дошкольниками включать театрализованную игру как приём и форму обучения детей. В ходе занятия могут вводиться персонажи, например герои из знакомых сказок, которые помогают воспитанникам усвоить те или иные знания, формировать умения и навыки. Игровые приёмы, используемые на занятии, помогают более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жёсткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребёнка, созданию атмосферы свободы.
Театрализованная игра в свободной совместной деятельности детей и взрослых может включать игровые ситуации прогулок; организацию игр в игровых комнатах; чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня; рисование на свободную тему; строительные игры с драматизацией; диалоги (для вовлечения детей в ролевое взаимодействие используются стихи с ярко выраженной формой диалога, при этом вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, их дети могут исполнять по очереди, меняясь ролями); инсценировки, то есть игры-представления (в которых по ролям, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, воссоздаются конкретные образы);спектакли кукольного театра (настольные, на ширме, пальчиковые и другие.
Все перечисленные формы театрализованной деятельности стимулируют двигательную, интонационно-речевую, творческую активность детей, прививают устойчивый интерес к книге, театру. Часто происходит так, что ребёнок, плохо владеющий навыками разговорной речи, занимаясь театрализованной деятельностью, начинает успешнее пополнять свой словарный запас, поскольку во время разучивания своей роли у него тренируется память, развивается образное мышление, воображение. В игре-драматизации эффективно развиваются и другие коммуникативные умения, желание понять своего партнёра, опираясь не только на вербальные высказывания, сколько на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков. Формирование выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также умения слаженно взаимодействовать с другими людьми.
Подводя итог сказанному, отметим, что театрализованная деятельность является целесообразным, значимым условием развития личности ребёнка, формирования душевного и социального здоровья дошкольников.
Литература
1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. -Киев: Радянська школа, 1974г. -288 с.
2. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников : 2-5 лет/ Н. Ф. Губанова // Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. -М. : ВАКО, 2-11. -256 с.