Вероника Анатольевна
Cеминар — практикум «Развиваем речь детей и взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическая часть.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки: «с», «з», «ш», «ж», «л», «р», его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
Публикация «Cеминар — практикум „Развиваем речь детей и взрослых“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать.
Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребёнку задаются наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?».
Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-10 минут.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
Развивается воображение и фантазия.
В результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Необходимо помнить, что пальчиковая гимнастика будет эффективна только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно около 5-10 минут. Сначала все упражнения выполняются медленно. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой, наконец, двумя одновременно.
Формированию правильного звукопроизношения у детей способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности. Обращается внимание на длительность звучания слова. Формируется умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные; определять первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове. Детей знакомят с делением слов на слоги.
Великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи это скороговорки. Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Как работать со скороговорками?
Прочитайте ребёнку скороговорку и по возможности покажите иллюстрацию к ней.
Объясните значение сложных слов.
Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
Проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
Проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами. Пословицы - это краткие народные изречения афористического характера. Далеко не все взрослые, не говоря уже о детях, употребляют в своей речи пословицы, или говорят их к месту. Именно поэтому начинать работу с пословицами нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их к различным современным ситуациям. Работа с пословицами развивает у дошкольников и абстрактное мышление.
Практическая часть.
Педагоги, участники делятся на две команды: «Говоруньи» и «Болтуньи».
КОНКУРС№1.
Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Ведущий предлагает в качестве разминки выполнить всем участникам артикуляционную гимнастику в форме стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (прилагаются картинки)
Толстые внуки приехали в гости.
С ними - худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись, в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим, положат блины нам.
Блинчик жуём с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик, не в щёки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губки оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки
И на опушке мы видим грибочки.
Знание органов артикуляции.
Ведущий задаёт командам вопросы по очереди
- Назовите главный артикуляционный орган (язык)
- Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края)
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость).
- Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)
Знание артикуляционных упражнений.
Представители команд получают от ведущего картинки к определённым артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Лопатка», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели»)
Команды должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для постановки каких звуков нужны.
Знание упражнений пальчиковой гимнастики.
Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).
КОНКУРС№2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Называние слов на заданные звуки.
Ведущий говорит каждому члену команды по очереди звук (гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный) - нужно назвать слово, начинающееся на этот звук.
Придумывание рифмы к словам.
Представители команд выходят к мольберту, на котором - перевёрнутые обратной стороной картинки. Участники команд по очереди переворачивают картинки, называют их, а команды подбирают рифмы к этим словам. Например, кошка - окошко, улитка - калитка, корзина - картина, жучок - паучок и т. п.
Подбор слов к трёхзвуковым схемам.
Ведущий обращает внимание участников на мольберт, на котором 5 вариантов трёхзвуковых схем (гласные звуки обозначены красным цветом, твёрдые согласные - синим, мягкие согласные - зелёным).
Командам даётся задание подобрать как можно больше слов к этим схемам. Слова должны быть названиями предметов из растительного и животного мира. (примеры слов: лес, мак, пень, сад, тис, вяз, дуб, бук, лён, рис, лук, чай, луг, мох, рак, тля, вошь, пёс, сом, пёс, лось, лис, вол, бык, кот, кит, мул, як, лев, лещ, язь, сыч, мышь, чиж, жук, гусь, ёж, рысь, оса).
Подбор слов с наибольшим количеством букв.
Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии. Например, слова: самоуничтожение, газонокосилка и т. п.
Определение места звука в словах (динамическая пауза).
Участникам команд даётся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) - нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова - поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова - нагнуться и поставить руки на колени.
Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.
КОНКУРС№3. Формирование правильного звукопроизношения и дикции.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.
Карточка № 1.
Гризли продавал гриву льва за гривну.
Компьютерному пирату в Интернете не рады. (сердито)
Карточка № 2 .
Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
Саша шустро сушит сушки. (удивлённо)
- Третью скороговорку (на свой выбор) команды предлагают произнести соперникам.
- И, наконец, последнее задание в этом конкурсе - каждой команде придумать самим чистоговорку, все слова которой будут либо начинаться на один звук, либо иметь автоматизируемый звук в своём составе.
Например, чистоговорка для автоматизации звука «р»: «Терминатор Арнольд Шварценеггергубернатор Калифорнии».
КОНКУРС№4. Развитие связной устной речи. Работа с пословицами.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.
Карточка № 1.
1. Продолжить пословицы:
- С волками жить. (по-волчьи выть)
- С миру по нитке. (голому рубаха)
- Всяк сверчок. (знай свой шесток)
2. «Перевести» пословицу на русский язык.
- Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает.
- Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь.
- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.
3. Назвать аналогичную русскую пословицу.
- Вчера Макар грядки копал, а ныне Макар в воеводы попал.
- Вышел из грязи в князи.
4. Назвать одну или несколько пословиц про дружбу.
- Друг дороже денег.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
- Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.
- Друзья познаются в беде.
- Старый друг лучше новых двух.
Карточка № 2.
1. Продолжить пословицы:
- Двое пашут -. (а семеро руками машут)
- Кончил дело -. (гуляй смело)
- Гром не грянет -. (мужик не перекрестится)
2. «Перевести» пословицу на русский язык.
- Молчаливый рот - золотой рот. (Германия) Слово - серебро, а молчание - золото.
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт.
- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.
3. Назвать аналогичную русскую пословицу.
- Всяк купец свой товар хвалит.
- Всяк кулик своё болото хвалит.
4. Назвать одну или несколько пословиц про труд.
- Человек славен трудом.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
- Труд человека кормит, лень портит.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Каков работник, такова ему и плата.