Лучший педагог года

Цели и задачи Аооп до детей раннего и дошкольного возраста. Принципы и подходы к формированию программы

Ольга Конохова
Цели и задачи Аооп до детей раннего и дошкольного возраста. Принципы и подходы к формированию программы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Кафедра психологии педагогики

Самостоятельная внеаудиторная работа

Тема: «Цели и задачи программы. Принципы и подходы к формированию программы.»

Выполнила:

Ольга Владимировна Конохова

Воспитатель, МБОУ «ЦО № 62»,

г. Старая Купавна, Богородский г. о.

Проверила:

К. п. н., доцент

Гайфуллина Л. К.

2024 г

Содержание:

Введение…3

Основная часть…3

Список литературы…8

Приложения…9

Введение

Публикация «Цели и задачи Аооп до детей раннего и дошкольного возраста, Принципы и подходы к формированию программы» размещена в разделах

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)1 – это образовательная программа, адаптированная для детей с РАС с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, направленная на коррекцию и компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию данной категории детей раннего и дошкольного возраста.

Цели и задачи программы. Принципы и подходы к формированию программы.

Целью настоящей Программы является обеспечение реализации коррекционно-

образовательной составляющей комплексного психолого-педагогического и медико- социального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для достижения возможно более высокого уровня социальной адаптации и социализации, самостоятельности и независимости, достойного качества жизни.

Достижение цели Программы обеспечивается методическим плюрализмом в

сочетании с научно обоснованным выбором основного коррекционного подхода и пакета вспомогательных подходов, ранним началом комплексного сопровождения, дифференцированным и индивидуализированным характером коррекционных и общеразвивающих средств.

Цель АООП дошкольного образования детей с РАС достигается в соответствии

с ФГОС дошкольного образования посредством решения следующих задач:

комплексного сопровождения аутичных детей дошкольного возраста, включая

коррекцию и (или) компенсацию основных нарушений, обусловленных аутизмом, а также других сопутствующих нарушений развития различного генеза;

оказания специализированной комплексной помощи в освоении содержания

образования; охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с РАС; обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в соответствии с основными образовательными программами

дошкольного и начального общего образования; создания на основе результатов коррекционно-образовательного процесса благоприятных условий развития детей с РАС в соответствии с их возможностями, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; объединения коррекционных и общеразвивающих аспектов обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования личности ребёнка с аутизмом, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;обеспечения вариативности образовательной траектории дошкольного уровня с учётом особенностей развития детей с аутизмом, включая выраженную полиморфность РАС; формирования социокультурной среды, соответствующей индивидуальным и психофизическим особенностям детей с РАС; разработку и реализацию АООП дошкольного образования ребёнка с РАС; сотрудничества с семьёй, в которой есть ребёнок с аутизмом, обеспечения психолого-педагогической поддержки такой семьи, повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах особенностей развития детей с РАС и основах их комплексного сопровождения

В целях обеспечения реализации АООП дошкольного образования детей с РАС

может быть использована сетевая форма взаимодействия, включая ресурсы других образовательных и иных организаций.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Формирование Программы осуществляется на основе положений ФГОС

дошкольного образования, адаптированных в соответствии с закономерностями

развития детей с РАС.

Принципы дошкольного образования и особенности развития

детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном возрасте

1.

Поддержка разнообразия детства в заложенном во ФГОС дошкольного

образования понимании связана: 1) с многообразием социальных, личностных,

культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и иных общностей; 2) с нарастающей неопределённостью и мобильностью современного мира; 3) с умением ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций, необходимостью сохранять свою идентичность в сочетании со способностью позитивно,

конструктивно и гибко взаимодействовать с другими людьми и т. д. Поддержка

такого разнообразия детства для детей с РАС очень важна, но с очень существенными условиями и оговорками.

Во-первых, этот принцип в случае РАС можно рассматривать только как цель

коррекционно-образовательного процесса, достижение которой возможно лишь

частично и далеко не во всех случаях. Качества, обеспечивающие описанное выше разнообразие (осознание идентичности на самых разных уровнях, начиная с физической; взаимодействие с другими людьми; ориентировка в жизненных

ситуациях и т. д., формируются в результате коррекционной работы, и достигаются только в случае преодоления основных трудностей, свойственных аутизму.

Во-вторых, при РАС в раннем и дошкольном возрасте у наблюдаемого

разнообразия иная природа, его проявления обусловлены нарушениями развития, и требуют не поддержки, а смягчения, и, в идеале, преодоления.

2.

Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа

в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение)

детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Уникальность и самоценность детства не вызывает сомнений; детство - важная, может быть, важнейшая с позиций

психического и социального развития, часть жизни (но именно часть жизни,

«важный этап в общем развитии человека», и самоценность жизни человека

включает и самоценность детства, которое органично связано с последующими

этапами развития.

При типичном развитии подготовка к этим последующим этапам в дошкольном

возрасте происходит в основном имплицитно, прежде всего, в виде подражания

(сначала спонтанного, потом произвольного, игры, но при аутизме на уровне

диагностического признака (МКБ-10, F84.0, А, п. 5) отмечаются «нарушения в

ролевых и социально-имитативных играх». Таким образом, необходимо либо

сформировать способность у ребёнка с РАС усваивать информацию имплицитно («из жизни», прежде всего, в простейшем случае – через произвольное подражание, потом – через игру, либо использовать в необходимом объёме эксплицитные методы обучения. Как показывает практика, целесообразно использовать оба направления, причём соотношение между ними должны быть гибкими, учитывающими индивидуальные особенности ребёнка и динамику коррекционного процесса.

Согласно ФГОС, этот принцип подразумевает полноценное проживание

ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства, обогащение детского развития. В условиях искажённого развития границы между этапами детства (иногда и самого детства) размыты и смещены, психический возраст по отдельным функциям может очень сильно различаться, и говорить о полноценности проживания этапов детства без предшествующей коррекционной работы не представляется возможным.

3.

Позитивная социализация ребёнка действительно необходима, но её

формирование возможно после преодоления качественных нарушений социального взаимодействия и коммуникации, являющихся одними из основных проявлений аутизма.

4.

Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия

взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, прежде всего - ребёнка, но это возможно только на базе преодоления типичных для аутизма трудностей реперезентации психической жизни других людей.

5.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Выраженность аутистических расстройств в плане осознания своего положения в окружающем может быть разной: в части случаев ребёнок с аутизмом не может выделять себя как физический объект (не дифференцирует себя и своё отражение в зеркале, иногда не различает живое и неживое, не всегда отличает друг от друга людей из ближнего круга и т. д. Как будет строиться сотрудничество даже в относительно лёгких случаях РАС, если психическая жизнь другого человека воспринимается искажённо и/или неполно? Какого-то уровня сотрудничества детей с аутизмом и взрослых (родителей, специалистов) с помощью коррекционной работы можно добиться всегда, но выйти на такой уровень социального взаимодействия и коммуникации, который позволяет ребёнку с аутизмом стать субъектом образовательных отношений в дошкольном возрасте удаётся редко.

6.

Сотрудничество Организации с семьёй. Этот принцип является исключительно важным по многим причинам: родители (или лица, их заменяющие) являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса и в том смысле, что именно они принимают важные решения (например, о форме получения

образования) и, что очень желательно, могут выступать в роли парапрофессионалов.

Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье,

понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7.

Сетевое взаимодействие с организациями образования, здравоохранения, социальной защиты населения является важным ресурсом реализации программы как через непосредственное участие в коррекционно- образовательном процессе, так и в иной форме.

8.

Индивидуализация дошкольного образования

при РАС имеет исключительно большое значение в связи с выраженной неоднородностью контингента детей с аутизмом. Обеспечение индивидуальной образовательной траектории каждого ребёнка с учётом его интересов, возможностей, способностей, особенностей развития. Активность ребёнка с аутизмом в выборе содержания своего образования представляется весьма проблематичной уже из-за трудности выбора как такового, и требует осознания ребёнком своей роли в образовательном процессе, что без коррекционной работы представить сложно.

9. Возрастная адекватность образования. При РАС трактовка понятия «возрастная адекватность» очень сложна и неоднозначна; психический возраст по

различным функциям может существенно различаться. Попытки усреднения

результатов субтестов, направленных на исследование различных функций

(например, при определении IQ по Векслеру, даёт результаты, требующие очень осторожной интерпретации. С точки зрения практики образования это означает, что при планировании работы необходимо ориентироваться на каждый показатель отдельно и, в то же время, необходим внимательный анализ их взаимосвязи.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что

содержание образования предлагается ребёнку через разные виды деятельности с учётом его актуальных и потенциальных возможностей, предполагает ориентацию работы педагога на зону ближайшего развития, что способствует развитию,

расширению как явных, так и скрытых возможностей ребёнка. При аутизме

использование традиционных для дошкольного возраста форм и методов обучения затруднено из-за несформированности ролевой, сюжетной, социально-имитативной игры и других имплицитных форм обучения, а также стереотипа обучения, что вызывает необходимость использования эксплицитных методов, а при выраженных проявлениях аутизма – директивных методов обучения.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных

областей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено пять

образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Деление содержательной части Программы на эти образовательные области не означает, что каждая из этих образовательных областей реализуется независимо, многообразные связи между ними должны учитываться в коррекционно-образовательном процессе. При РАС в силу фрагментарности восприятия формирование и развитие междисциплинарных связей приобретает также коррекционное значение.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств

реализации и достижения целей Программы. Основная ценность Программы –

ориентированность на приоритет проблем детей с РАС, обусловленных аутизмом (с учётом существующих реалий, и представленные выше цели Программы являются инвариантными по отношению к выраженности проблем аутизма, возрасту, полу, национальной и социальной принадлежности детей с РАС. Предлагаемые Программой методические подходы и решения представляют собой вариативный спектр средств реализации и достижения целей Программы.

Литература:

«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Одобрена решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию

(протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)

Приложение 1

Список сокращений

АООП – адаптированная основная образовательная программа

ДО – дошкольное образование

ДОО – дошкольная образовательная организация

МКБ – международная классификация болезней

РАС – расстройство (расстройства) аутистического спектра

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

IQ – intelligence quotient (коэффициент умственного развития)

Публикации по теме:

Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.

Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик»Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик» Направление «Психотерапевтическая коррекция». Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Задачи: 1. Развивать.

Дидактическая игра «Логические задачи» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Логические задачи» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие логического и пространственного мышления, памяти, сосредоточенности. 1. «Какая фигура пропущена?» Цель: установить закономерность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Цели и задачи Аооп до детей раннего и дошкольного возраста. Принципы и подходы к формированию программы
Опубликовано: 4 ноября 2024 в 15:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цели и задачи Аооп до детей раннего и дошкольного возраста. Принципы и подходы к формированию программы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Конохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД