Ольга Конохова
Цели и задачи Аооп до детей раннего и дошкольного возраста. Принципы и подходы к формированию программы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
Кафедра психологии педагогики
Самостоятельная внеаудиторная работа
Тема: «Цели и задачи программы. Принципы и подходы к формированию программы.»
Выполнила:
Ольга Владимировна Конохова
Воспитатель, МБОУ «ЦО № 62»,
г. Старая Купавна, Богородский г. о.
Проверила:
К. п. н., доцент
Гайфуллина Л. К.
2024 г
Содержание:
Введение…3
Основная часть…3
Список литературы…8
Приложения…9
Введение
Публикация «Цели и задачи Аооп до детей раннего и дошкольного возраста, Принципы и подходы к формированию программы» размещена в разделах
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)1 – это образовательная программа, адаптированная для детей с РАС с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, направленная на коррекцию и компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию данной категории детей раннего и дошкольного возраста.
Цели и задачи программы. Принципы и подходы к формированию программы.
Целью настоящей Программы является обеспечение реализации коррекционно-
образовательной составляющей комплексного психолого-педагогического и медико- социального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для достижения возможно более высокого уровня социальной адаптации и социализации, самостоятельности и независимости, достойного качества жизни.
Достижение цели Программы обеспечивается методическим плюрализмом в
сочетании с научно обоснованным выбором основного коррекционного подхода и пакета вспомогательных подходов, ранним началом комплексного сопровождения, дифференцированным и индивидуализированным характером коррекционных и общеразвивающих средств.
Цель АООП дошкольного образования детей с РАС достигается в соответствии
с ФГОС дошкольного образования посредством решения следующих задач:
комплексного сопровождения аутичных детей дошкольного возраста, включая
коррекцию и (или) компенсацию основных нарушений, обусловленных аутизмом, а также других сопутствующих нарушений развития различного генеза;
оказания специализированной комплексной помощи в освоении содержания
образования; охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с РАС; обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в соответствии с основными образовательными программами
дошкольного и начального общего образования; создания на основе результатов коррекционно-образовательного процесса благоприятных условий развития детей с РАС в соответствии с их возможностями, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; объединения коррекционных и общеразвивающих аспектов обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования личности ребёнка с аутизмом, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;обеспечения вариативности образовательной траектории дошкольного уровня с учётом особенностей развития детей с аутизмом, включая выраженную полиморфность РАС; формирования социокультурной среды, соответствующей индивидуальным и психофизическим особенностям детей с РАС; разработку и реализацию АООП дошкольного образования ребёнка с РАС; сотрудничества с семьёй, в которой есть ребёнок с аутизмом, обеспечения психолого-педагогической поддержки такой семьи, повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах особенностей развития детей с РАС и основах их комплексного сопровождения
В целях обеспечения реализации АООП дошкольного образования детей с РАС
может быть использована сетевая форма взаимодействия, включая ресурсы других образовательных и иных организаций.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Формирование Программы осуществляется на основе положений ФГОС
дошкольного образования, адаптированных в соответствии с закономерностями
развития детей с РАС.
Принципы дошкольного образования и особенности развития
детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном возрасте
1.
Поддержка разнообразия детства в заложенном во ФГОС дошкольного
образования понимании связана: 1) с многообразием социальных, личностных,
культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и иных общностей; 2) с нарастающей неопределённостью и мобильностью современного мира; 3) с умением ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций, необходимостью сохранять свою идентичность в сочетании со способностью позитивно,
конструктивно и гибко взаимодействовать с другими людьми и т. д. Поддержка
такого разнообразия детства для детей с РАС очень важна, но с очень существенными условиями и оговорками.
Во-первых, этот принцип в случае РАС можно рассматривать только как цель
коррекционно-образовательного процесса, достижение которой возможно лишь
частично и далеко не во всех случаях. Качества, обеспечивающие описанное выше разнообразие (осознание идентичности на самых разных уровнях, начиная с физической; взаимодействие с другими людьми; ориентировка в жизненных
ситуациях и т. д., формируются в результате коррекционной работы, и достигаются только в случае преодоления основных трудностей, свойственных аутизму.
Во-вторых, при РАС в раннем и дошкольном возрасте у наблюдаемого
разнообразия иная природа, его проявления обусловлены нарушениями развития, и требуют не поддержки, а смягчения, и, в идеале, преодоления.
2.
Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа
в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение)
детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Уникальность и самоценность детства не вызывает сомнений; детство - важная, может быть, важнейшая с позиций
психического и социального развития, часть жизни (но именно часть жизни,
«важный этап в общем развитии человека», и самоценность жизни человека
включает и самоценность детства, которое органично связано с последующими
этапами развития.
При типичном развитии подготовка к этим последующим этапам в дошкольном
возрасте происходит в основном имплицитно, прежде всего, в виде подражания
(сначала спонтанного, потом произвольного, игры, но при аутизме на уровне
диагностического признака (МКБ-10, F84.0, А, п. 5) отмечаются «нарушения в
ролевых и социально-имитативных играх». Таким образом, необходимо либо
сформировать способность у ребёнка с РАС усваивать информацию имплицитно («из жизни», прежде всего, в простейшем случае – через произвольное подражание, потом – через игру, либо использовать в необходимом объёме эксплицитные методы обучения. Как показывает практика, целесообразно использовать оба направления, причём соотношение между ними должны быть гибкими, учитывающими индивидуальные особенности ребёнка и динамику коррекционного процесса.
Согласно ФГОС, этот принцип подразумевает полноценное проживание
ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства, обогащение детского развития. В условиях искажённого развития границы между этапами детства (иногда и самого детства) размыты и смещены, психический возраст по отдельным функциям может очень сильно различаться, и говорить о полноценности проживания этапов детства без предшествующей коррекционной работы не представляется возможным.
3.
Позитивная социализация ребёнка действительно необходима, но её
формирование возможно после преодоления качественных нарушений социального взаимодействия и коммуникации, являющихся одними из основных проявлений аутизма.
4.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, прежде всего - ребёнка, но это возможно только на базе преодоления типичных для аутизма трудностей реперезентации психической жизни других людей.
5.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Выраженность аутистических расстройств в плане осознания своего положения в окружающем может быть разной: в части случаев ребёнок с аутизмом не может выделять себя как физический объект (не дифференцирует себя и своё отражение в зеркале, иногда не различает живое и неживое, не всегда отличает друг от друга людей из ближнего круга и т. д. Как будет строиться сотрудничество даже в относительно лёгких случаях РАС, если психическая жизнь другого человека воспринимается искажённо и/или неполно? Какого-то уровня сотрудничества детей с аутизмом и взрослых (родителей, специалистов) с помощью коррекционной работы можно добиться всегда, но выйти на такой уровень социального взаимодействия и коммуникации, который позволяет ребёнку с аутизмом стать субъектом образовательных отношений в дошкольном возрасте удаётся редко.
6.
Сотрудничество Организации с семьёй. Этот принцип является исключительно важным по многим причинам: родители (или лица, их заменяющие) являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса и в том смысле, что именно они принимают важные решения (например, о форме получения
образования) и, что очень желательно, могут выступать в роли парапрофессионалов.
Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье,
понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7.
Сетевое взаимодействие с организациями образования, здравоохранения, социальной защиты населения является важным ресурсом реализации программы как через непосредственное участие в коррекционно- образовательном процессе, так и в иной форме.
8.
Индивидуализация дошкольного образования
при РАС имеет исключительно большое значение в связи с выраженной неоднородностью контингента детей с аутизмом. Обеспечение индивидуальной образовательной траектории каждого ребёнка с учётом его интересов, возможностей, способностей, особенностей развития. Активность ребёнка с аутизмом в выборе содержания своего образования представляется весьма проблематичной уже из-за трудности выбора как такового, и требует осознания ребёнком своей роли в образовательном процессе, что без коррекционной работы представить сложно.
9. Возрастная адекватность образования. При РАС трактовка понятия «возрастная адекватность» очень сложна и неоднозначна; психический возраст по
различным функциям может существенно различаться. Попытки усреднения
результатов субтестов, направленных на исследование различных функций
(например, при определении IQ по Векслеру, даёт результаты, требующие очень осторожной интерпретации. С точки зрения практики образования это означает, что при планировании работы необходимо ориентироваться на каждый показатель отдельно и, в то же время, необходим внимательный анализ их взаимосвязи.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
содержание образования предлагается ребёнку через разные виды деятельности с учётом его актуальных и потенциальных возможностей, предполагает ориентацию работы педагога на зону ближайшего развития, что способствует развитию,
расширению как явных, так и скрытых возможностей ребёнка. При аутизме
использование традиционных для дошкольного возраста форм и методов обучения затруднено из-за несформированности ролевой, сюжетной, социально-имитативной игры и других имплицитных форм обучения, а также стереотипа обучения, что вызывает необходимость использования эксплицитных методов, а при выраженных проявлениях аутизма – директивных методов обучения.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных
областей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено пять
образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Деление содержательной части Программы на эти образовательные области не означает, что каждая из этих образовательных областей реализуется независимо, многообразные связи между ними должны учитываться в коррекционно-образовательном процессе. При РАС в силу фрагментарности восприятия формирование и развитие междисциплинарных связей приобретает также коррекционное значение.
12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств
реализации и достижения целей Программы. Основная ценность Программы –
ориентированность на приоритет проблем детей с РАС, обусловленных аутизмом (с учётом существующих реалий, и представленные выше цели Программы являются инвариантными по отношению к выраженности проблем аутизма, возрасту, полу, национальной и социальной принадлежности детей с РАС. Предлагаемые Программой методические подходы и решения представляют собой вариативный спектр средств реализации и достижения целей Программы.
Литература:
«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»
Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию
(протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)
Приложение 1
Список сокращений
АООП – адаптированная основная образовательная программа
ДО – дошкольное образование
ДОО – дошкольная образовательная организация
МКБ – международная классификация болезней
РАС – расстройство (расстройства) аутистического спектра
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
IQ – intelligence quotient (коэффициент умственного развития)