Баловнева Оксана
Бумажная пластика как один из методов сублимации в работе с детьми с особенностями интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Термин сублимация, предложенный Фрейдом для обозначения замены полового инстинкта, трактуется нашими современниками более широко, и под сублимацией понимается практически любой процесс, в котором инстинктивная цель заменяется сознательной, и асоциальный импульс преобразуется в социально-продуктивную деятельность. Таким образом, внешние проявления негативных переживаний выражаются в социально приемлемой форме. Именно в этой специфике художественной сублимации, в процессе которой проходит отреагирование отрицательных импульсов, по мнению сторонников данного подхода, заключается сущность терапии искусством.
Публикация «Бумажная пластика как один из методов сублимации в работе с детьми с особенностями интеллектуального развития» размещена в разделах
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Поделки из бумаги
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Продукты спонтанного художественного творчества способствуют вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Задача арт-терапевтов - создать условия для проявления самоактуализации и способствовать высвобождению подавленного собственного Я.
У арт-терапии есть еще одна особенность - это ее эстетический компонент. Дело в том, что творчество совершенно особым образом интегративно действует на личность. И это объясняется тем, что в человеке заложена естественная потребность воспринимать окружающее через эстетическую среду. Терапия искусством (арт-терапия) может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, ускорителем терапевтического процесса, дополнительным средством для интерпретации и диагностики, “дисциплинирующей и контролирующей силой”, средством развития внимания к чувствам, средством усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности.
Многочисленные исследования детей с различными видами нарушений развития показывают, что у них имеются сходные проблемы в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, которые успешно корректируются средствами искусства.
Арт-терапия является наиболее доступным и универсальным направлением для работы с особенными детьми. Многие методы арт-терапевтических техник не требуют вербализации, что облегчает установление контакта с замкнутыми детьми и детьми с речевыми нарушениями, даёт им возможность повысить личностную ценность.
Основная цель, которую ставит педагог-психолог, использующий арт-терапевтические техники на коррекционно-развивающих занятиях с «особыми» детьми – комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие, гармонизация личности посредством развития способности самовыражения и самопознания. Акцент делается на коррекцию и развитие психомоторной сферы и, прежде всего, мелкой моторики рук. Кроме того, в ходе занятий решаются и другие задачи: коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы; эмоционально-волевой сферы; развитие внимания, памяти, пространственного и творческого воображения; развитие коммуникативных навыков и др.
Пластические материалы являются признанным психотерапевтическим средством. Работа с ними : помогает нормализовать процессы возбуждения и торможения, дает возможность почувствовать себя творцом, развивает моторику и кинестетические ощущения, благодаря им человек может научиться управлять собой.
Работа с пластическими материалами, как и любая арт-терапия, не имеет противопоказаний и возрастных ограничений, здесь практически невозможно сделать ошибку. Использование пластических материалов позволяет стимулировать кинестические и зрительные ощущения и развить способности к их восприятию, позволяюет не только отразить в своем произведении любые чувства, в том числе страх, агрессию, обиду, но и изменять их в процессе взаимодействия, то есть дает возможность “управления чувствами”.
На практике не всегда удаётся организовать работу с использованием глиняных масс. Одним из любимых мной пластических материалов, используемых в работе с детьми с интеллектуальными отклонениями, является бумага. Бумага доступна, проста в применении, безопасна, может использоваться в различных техниках, играть роль фона, вспомогательного материала для рисования, участвовать в коллажных работах, использоваться как основной материал. Возможно использование различных видов бумаги – офисной, газетной, упаковочной, туалетной, картонной, гофрированной и т. п.
Как и у любого занятия с элементами арт-терапии предполагается наличие правил:
- Добровольное участие в занятии;
- Безоценочное отношение друг к другу;
- Уважение мнения любого из участников;
- Реальность занятия существует в пространстве и времени «Здесь и сейчас»;
- Отсутствие понятий «Правильно» и «Не правильно»;
По данным Института психологии РАН, по уровню взаимной агрессии, и даже ненависти, россияне занимают первое место в Европе. Причины такой ситуации многочисленны и, в том числе, неумение людей проявлять свою злость адекватно и безопасно для окружающих. Не подавлению эмоций, а их «правильному» выходу необходимо обучать ребёнка на всех этапах его взросления.
Пример по работе с сильными эмоциями
Предмет: коррекционно-развивающее занятие
Возраст: 12-16 лет
Тип занятия: подгрупповое
Тема занятия: «Расставание со злостью эмоциями»
Цель: коррекция эмоционально-волевой сферы, детской агрессии, развитие чувства эмпатии
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- снижение агрессивности, враждебности
- стимуляция приятных и эстетически значимых переживаний
- формирование эмоционально спокойного состояния, способствующие снятию негативных эмоций и состояний
Коррекционно-развивающие :
- развитие тактильных и зрительных анализаторов
- развитие мелкой моторики рук
- формирование умения контролировать своё состояние
- развитие умения передавать ощущения в вербальной форме
- формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль
Коррекционно-воспитательные:
- развитие сотрудничества при работе в группе
- воспитание эмпатии, дружелюбного отношения друг к другу
- привитие навыков социального поведения
- формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, творческая.
Количественный состав группы: 4 человека
Время занятия: 30-40 минут
Занятие 1 (обязательное).
1. Мотивационно-целевой этап. Ритуал приветствия (неизменным должен остаться ритуал входа и выхода, что для детей с особенностями развития весьма важно, так как известна их склонность к стереотипности).
2. Ориентировочный этап.
- Сегодня мы с вами будем разговаривать о сильных эмоциях, которые у нас могут появляться и о том, как можно безопасно проявлять эти эмоции. Давайте вместе вспомним, какие эмоциональные проявления бывают у людей. А помогут нам в этом «Эмоджи». Я буду показывать вам мордашки настроений, а вы постараетесь назвать эмоцию и объяснить, почему это именно она.
3. Основная часть.
Проблемно-поисковый этап. Выявление и конкретизация негативных переживаний.
- А какие эмоции испытывали вы?
- Как вы думаете, а какие же эмоции могут оказаться небезопасными для нас самих и окружающих?
- Почему?
- А радость может быть опасной?
- А нужно ли подавлять, сдерживать свои эмоции?
- Сегодня мы попробуем научиться контролировать сильные эмоции, такие как злость или гнев. У вас есть предположения, как же это можно сделать?
Практический этап. Перенаправление эмоций на нейтральный материал.
- У вас на столах лежат стопки бумаги. Эта бумага будет нам помогать. Она заберёт нашу злость себе. Как? Потренируемся.
- Давайте сейчас вспомним какую-нибудь ситуацию, которая произошла с вами и вызвала сильную злость.
- Вспомнили?
- Ну-ка скажите, а что же происходит с вашим телом?
Упражнение «Комок злости»
- Вот в этот момент берите, или даже хватайте листы бумаги, представляя, что эта бумага и есть причина вашей злости, и делайте с бумагой всё, что хотите – разрывайте, мните, бросайте на пол, в стену. Поступайте с ней нещадно. Но не забываем о безопасности и границах живых объектов. Остановиться нужно, когда почувствуете, что стало легче и вы уже не злитесь.
- Посмотрите сколько комков злости у нас образовалось.
- А как вы себя ощущаете?
- А теперь наведём порядок и соберём всю злость, а заодно потренируем точность. Собирайте комочки с пола и точным попаданием отправляйте их в баскетбольную корзину. Хорошо это делать с силой, чтобы совершенно очистить себя от негатива.
Практический арт-терапевтический этап.
Очень много злости собралось в корзине. А внутри у вас осталось немного злости? Я предлагаю вам взять из общей корзины столько комочков злости, сколько вы думаете ещё осталось и с помощью малярного скотча скрепить эти кусочки между собой, чтобы они не разлетались и никого не заражали плохими эмоциями. Постарайтесь увлечься процессом. Если у вас внутри уже светло и хорошо, вы можете просто помочь скрепить «злые» комочки, чтобы они не расползались.
Рефлексивно-оценочный этап. Ритуал прощания.
- Замечательно. Мы очистились от плохого. Теперь необходимо восстановить дыхание и окончательно успокоиться.
Упражнение «Вдох - выдох»
Садитесь туда, где вам будет удобно, на мягкие кресла, на ковёр, на стулья, закрывайте глаза. Вам хорошо и спокойно. Тепло и тихо. Сделайте медленно глубокий вдох и медленно – выдох. С каждым вдохом мы наполняем свой организм спокойствием, с каждым выдохом выпускаем всё плохое. Повторите несколько раз. Используйте эту дыхательную гимнастику, когда вам необходимо успокоиться.
А теперь давайте поделимся впечатлениями от занятия. - Что вам понравилось, а что нет? - Что было сложно выполнять? - Что полезного вы получили от этого занятия?
-Выберите, пожалуйста, карточку вашего настроения сейчас.
- Вам интересно, а что же будет с получившимися комками бумажной злости? Пока мы их подпишем, чтобы не спутать. А остальное пусть останется секретом до следующего занятия.
Всем спасибо за занятие. Собирайте хорошие новости.
Занятие 2-6.
1. Мотивационно-целевой этап. Ритуал приветствия (для каждого занятия).
2. Ориентировочный этап.
- Помните о чём мы разговаривали с вами на прошлом занятии?
- Чему мы учились? Что делали?
- Пока мы не виделись, приходилось ли вам сильно злиться на кого то?
- Как вы справились?
3. Основная часть.
Проблемно-поисковый этап.
- Посмотрите, какие разные фигуры получились у вас. Помните из чего мы их слепили? Вы любите смотреть на проплывающие облака и представлять на что они похожи? Представим, что у нас облака. Что же напоминают ваши?
- А какой характер у того, что получилось?
- Вам не хочется попробовать превратить это «злое облачко» во что-нибудь более мирное и доброе?
Практический этап. Трансформация. Перевод в положительный или условно положительный образ (одно занятие).
Дети самостоятельно работают с бумагой и скотчем, добавляя по желанию детали.
- Хотелось бы вам, чтобы это существо осталось? С помощью техники папье-маше можно продлить ему жизнь.
Далее дети работают со своим созданием.
Получение готового продукта, доведение эстетического облика (последующие занятия).
Дети самостоятельно работают с цветом, дополняют композицию декоративными деталями по своему усмотрению.
- Придумайте маленький рассказ о том, кто у вас получился.
- Кто хочет рассказать о новом существе? Какой у него характер? Что он любит?
Рефлексивно-оценочный этап. Ритуал прощания (для каждого занятия).
Принцип данного занятия может быть использован в работе с агрессивными эмоциями, деструктивным поведением, страхами, тревожностью, замкнутостью.
Список литературы:
1. Асмолов А. Г. "Психология личности". М. : Смысл, 2001 г. ,
2. Дженнингс С., Минде А. "Сны, маски и образы". Практикум по арт-терапии. М. :
"Академия" 2003.
3. Майер Линда. Практикум по социально-психологическому тренингу. Ростов
н / Дону. : Феникс, 2003 г. ,
4. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость: психологическое
содержание, диагностика, коррекция. М: “Флинта”, -2001;
5. Ньюкомб Нора. Развитие личности ребенка. Ростов н / Дону: Феникс, 2003 г. ;