Лаззат Жараспаева
Буктрейлер как эффективное средство приобщения к чтению художественной литературы о ВОВ детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Буктрейлер как эффективное средство приобщения к чтению художественной литературы о Великой Отечественной войне детей старшего дошкольного возраста»
Теоретическая часть мастер-класса:
1 слайд: Уважаемые коллеги, я представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Буктрейлер как эффективное средство приобщения к чтению художественной литературы о Великой Отечественной войне детей старшего дошкольного возраста».
Темочки:
- Буктрейлер
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Чтение, детская литература
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из ключевых задач определяет «формирование общей культуры ребенка, приобщение к духовно-нравственным и социокультурным ценностям» Одной из составляющих общей культуры является культура чтения, формирование которой в дошкольном возрасте послужит основой для становления будущего талантливого читателя. Ведь в процессе общения с книгою ребенок развивает речь, учится думать и анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности, также чтение развивает душу, учит сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
2 слайд: Актуальность
В наши дни чтение книг – не популярно. Читательская активность очень низкая. Заставить читать нынешнее поколение – это большая проблема. К сожалению, прошли времена, когда дети шли к книге, сейчас книга сама должна прийти к детям. Дети, в силу своих психологических особенностей, очень восприимчивы к рекламе, поэтому буктрейлеры для повышения читательского интереса и творческого самовыражения на сегодняшний день являются самыми актуальными средствами.
Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом и научить вас уважаемые коллеги создавать буктрейлеры.
3 слайд: Цель мастер-класса: распространение педагогического опыта по созданию буктрейлеров как средства повышения интереса детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы о ВОВ.
Задачи:
1. Познакомить коллег с информационно-коммуникационной технологией – буктрейлер;
2. Обосновать эффективность использования буктрейлера как инструмента способствующего повышению интереса к чтению художественной литературы у старших дошкольников;
3. Создать с педагогами сценарий к буктрейлеру по художественному произведению А. Гайдара «Сказка о военной тайне или Мальчише-Кибальчише».
На какую тематику создавать буктрейлеры для дошкольников решает сам педагог и в преддверии великого праздника Дня Победы, я поставила для себя цель познакомить ребят своей группы с художественными произведениями о детях времён ВОВ. Тема войны очень глубокая и серьёзная, она актуальна особенно для детей дошкольного возраста, так как ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта.
Предо мной, как воспитателем подготовительной группы возник ряд вопросов: «Как рассказать детям моей группы о Великой Отечественной войне!», «Как развить интерес детей к художественной литературе о войне!» Времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно.
4 слайд : Начальный этап
Для того чтобы у детей появился интерес к чтению художественной литературы о ВОВ, мною была проведена целенаправленная работа, а именно (она перед вами на экране). И только тогда, когда у детей сформировалось представление о том, что же такое «война», предложила для слушания рассказы и повести об этом тяжелейшем времени в истории нашей страны.
И всё же: «Какие книги о ВОВ лучше всего читать детям?» По моему мнению не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие детей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь. Разумеется, самыми интересными для детей те произведения, герои которых их сверстники, такие же дети, как и они.
Существует достаточно средств, чтобы привлечь интерес дошкольника к читательской грамотности. Моя первостепенная задача - найти наиболее подходящее, учитывающее тип восприятия, особенности и интересы детей моей группы. И тут на помощь пришла информационно-коммуникационная технология - Буктрейлер.
5 слайд: Теоретическое обоснование –(что такое буктрейлер перед вами на экране.)
Буктрейлер (англ. booktrailer) — короткий эмоциональный рекламный видеоролик к художественному произведению, научному или популярному тексту, призванный привлечь интерес к чтению данного текста.
Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство и электронные интернет-технологии.
6 слайд: Где используется буктрейлер?
В современном образовании буктрейлер достаточно широко используется.
А в настоящее время технология использования буктрейлера стала использоваться и в дошкольном обучении и является средством формирования интереса к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста, где буктрейлер выступает мотивацией для дальнейшего знакомства с литературным произведением.
7 слайд: Классификации буктрейлеров.
Буктрейлеры могут быть :
1) Игровые – это мини фильм по книге;
2)Неигровые – это набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п. ;
3) Анимационные - это мультфильм по книге.
8 слайд: Основные этапы создания буктрейлера (перед вами на экране, но я хотела бы заострить на это внимание)
1. Выбор книги для создания буктрейлера.
2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).
3. Подбор материалов для видеоряда (фото и т. п.).
4. Записать озвученный текст или подобрать музыку (если это предусмотрено по сценарию).
5. Выбрать программу для работы с видео (название программ).
6. Видеомонтаж (вырезать или склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, создать субтитры, наложить эффекты, переходы, музыку, работа со звуком).
7. Показ буктрейлера.
9 слайд: На сегодняшний день в своей работе активно использую собственные буктрейлеры направленные на привлечение детей и родителей к чтению рассказов, повестей о детях времён ВОВ. В этом учебном году мною созданы и применялись в работе с детьми такие буктрейлеры : (которые сейчас перед вами на экране, и как образец создания буктрейлера и как правильно задать мотивационный вопрос, чтобы у детей появился интерес к прочтению данного рассказа).
Первый Буктрейлер к произведению К. Паустовского «Похождения жука-носорога»
Сценарий к буктрейлеру : Началась война, папу мальчика Степы, Петра Терентьева отправляют на фронт. На память сын дарит отцу жука-носорога в коробочке и просит забоится о нём. Сможет ли отец выполнить просьбу Степы и вернуться домой живым вместе с жуком-носорогом?
10 слайд: Буктрейлер к произведению Е. Верейской «Белая шубка»
Сценарий к буктрейлеру : В Великую Отечественную войну из блокадного города Ленинграда эвакуировали детей. Однажды в поезд, где перевозили детский сад, воспитателям передали потерявшего малыша, 2-летнего черноглазого Толю в белой шубке с черными пятнышками. Он всё время плакал и звал свою маму, но поезд нужно было отправлять. Встреться ли Толя со своей мамой, когда- ни будь?
11 слайд: Буктрейлер к произведению Г. Черкашина «Кукла»
Сценарий к буктрейлеру : Началась война, Екатерина Сергеевна с дочкой покидают блокадный Ленинград. Большую куклу Машу оставляют дедушке и бабушке, для нее в машине нет места. Дедушка и бабушка погибают от голода, чужие люди селятся в их квартиру и сдают куклу Машу в комиссионку на продажу. Вернувшись в Ленинград, девочка видит свою куклу в комиссионке. Пока семья копила деньги на куклу, её кто-то купил. Смогут ли вернуть девочке её любимую куклу?
12 слайд: Буктрейлер к произведению В. Осеевой «Андрейка»
Сценарий к буктрейлеру : Когда Андрейке было 7 лет, он был беззаботным мальчишкой, который ничего не умел и не хотел делать. Он любит купаться в реке с друзьями, слушать рассказы брата Антона о работе на заводе, а рассказы о войне считает сказками. Но тут по радио приходит известие о начале войны. Перед отъездом на фронт Антон рассказывал Андрейке какие дела он должен делать по дому, чтоб помочь матери. Пока мать на работе, Андрейка старался исполнить все домашние дела, о которых говорил ему Антон. Смогла ли война закалить и изменить мальчика?
13 слайд: Буктрейлер к произведению Вильям Федоровича Козлова «Пашкин самолет»
Сценарий к буктрейлеру : Немцы оккупировали деревню, где жил мальчик Паша. В доме где жил мальчик с мамой, остановился немецкий радист по имени Вальтер. Каждый день Паша убегал в лес, там его у подбитого самолета ждал летчик Миша. Паша приносил ему что-нибудь из еды и искал необходимые запчасти, чтоб починить самолет. Вскоре самолет был готов и на следующий день летчик планировал улететь. В момент, когда взлетал самолет появились фашисты, летчик сумел отбиться, но фашисты схватили Пашу. Останется ли Паша в живых?
Буктрейлеры мною использовались, как средства, в разных структурных компонентах деятельности:
1. Образовательная деятельность
2. Режимные моменты а именно- это круг детского чтения
3. Досуговые мероприятия - вечерние развлечения для детей (мероприятия к 23февраля,к 9мая).
4. Проектная и ИЗО деятельность.
Работа строилась на основе алгоритма использования буктрейлера в работе с детьми следующим образом:
1. Перед чтением литературного произведения детям предлагалось просмотреть буктрейлер по данному произведению.
2. Беседа с детьми по буктрейлеру, которая позволила уточнить первоначальные представления и нацелить на дальнейшее слушание литературного произведения.
3. Слушание литературного произведения.
4. Рисунок ребёнка по литературному произведению.
Постепенно дети начали проявлять интерес к буктрейлеру, стали задавать вопросы о том, как создаётся буктрейлер, поэтому следующим этапом моей работы по этой технологии будет создание буктрейлера совместно с детьми на предложенную ими тему, а также планирую познакомить родителей с технологией буктрейлер и как ее можно использовать для привлечения детей к чтению художественной литературы.
Практическая часть мастер-класса:
В практической части мастер-класса я предлагаю вам уважаемые коллеги создать сценарий к буктрейлеру по художественному произведению А. Гайдара «Сказка о военной тайне или Мальчише-Кибальчише».
14 слайд: Не законченный сценарий к буктрейлеру по художественному произведению А. Гайдара «Сказка о военной тайне или Мальчише-Кибальчише».
На экране не законченный сценарий к буктрейлеру по сказке, вам необходимо создать мотивацию для детей к чтению этого произведения. Необходимо создать интригу: «Чем же может закончиться сказка?». Не забывайте, что буктрейлер это яркая реклама литературного произведения.
Сценарий к буктрейлеру : Жили отец, старший брат и Мальчиш-Кибальчиш. Однажды пришла беда, снова напали буржуины, отец ушёл на войну, вслед уходит и старший брат. (Мальчиш остается один, в деревню приходит раненный красноармеец,говорит что все стрелки побиты,остались снаряды да винтовки, нам бы ночь простоять да день продержаться и тогда мальчиш-кибальчиш собирает всех мальчишей, но среди них есть мальчиш плохиш, который ради своей выгоды решил помочь противнику буржуинам)Как мальчиш -кибальчиш помог красной армии?
15-17 слайды: Подбор материалов для видеоряда к буктрейлеру
На экране фото материал к сказке, какой материал по вашему мнению лучше всего использовать для буктрейлера, чтобы замотивировать детей к чтению сказки.
18слайд: А теперь я хотела бы показать вам свой букртейлер к этой же сказке, которую я создала. Ссылка к буктрейлеру
19 слайд: А это наш итог с детьми по сказке «Мальчи-Кибальчиш»
20 слайд: Вывод
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что буктрейлер можно использовать как одну из технологий формирования интереса детей к книге, к художественным произведениям в целом. Дети через буктрейлер погружаются в информацию, раздвигающую границы книг что развивает их познавательные интересы.