Черникова Инна
Буктрейлер как средство формирования культуры чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что в современном мире чтению стало уделяться очень мало времени. Современные дети предпочитают слушать аудио-книги или смотреть фильмы. Бумажные книги уходят в историю. А жаль. Ведь именно бумажная книга оставляет в душе ребенка свой след. В век технического прогресса, в век компьютеризации очень актуальной становиться проблема по привитию детям любви к книге, формирование культуры чтения. А возможности для этого очень большие.
Публикация «Буктрейлер как средство формирования культуры чтения» размещена в разделах
Актуальность. Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Круг возможностей обучающихся можно существенно расширить, используя информационные технологии и приобщение к чтению путем создания видеороликов-буктрейлеров по сюжетам художественных произведений.
Буктрейлер – это жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет-технологии. Для создания буктрейлеров не потребуется много затрат, ведь их можно сделать дома, самостоятельно.
Целью данного направления работы является: формирование интереса к чтению с помощью использования технологии буктрейлер.
Данная работа способствует решению следующих задач: рассказать o книге, побудить интерес к ее прочтению путем создания видео-ролика; привлечь подрастающее поколение к чтению книг и просмотру их киноверсий; приобщение к книге и кино с использованием современных информационных технологий; развивать творческие способности и телекоммуникационные навыки детей. Прежде чем делать свой бук-трейлер посмотрите в Интернете образцы крупных издательств, а также любительские. Обращайте внимание на дизайнерское решение, способ озвучки.
Мы использовали следующие формы работы : выбор художественного произведения, написание сценария ролика, подбор картинок и видеоматериалов киноверсий книги; постановка фрагментов художественного произведения, объединение видео и аудиоматериалов в единый ролик.
В работе используются компьютерные технологии, цифровая техника, необходимое программное обеспечение.
Результатом нашей работы является: через видео-ролик художественного произведения, участники заинтересуются прочтением книги и просмотром ее киноверсии, тем самым повысится роль кино и книги в духовном и нравственном становлении личности.
Предлагаем перед использованием этой технологии, изучить памятку для создания буктрейлера
Материалы для ролика: фотоматериалы и видеоматериалы (свои или скаченные из Интернета); картинки и музыка (так же свои или скаченные, озвучка; цитаты из рекламируемого произведения; разворот обложки с аннатацией.
План работы отражает четыре важных момента:
1. Задача буктрейлера : на что вы хотели бы обратить внимание потенциального читателя, который смотрит ваш ролик? Чем собираетесь его заинтересовать? Какие эмоции хотите вызвать? Как подтолкнуть зрителя буктрейлера к прочтению рекламированной книги;
2. Определить и подобрать картинки или отрывки видео, которые соотносились бы с идеей произведения и поставленной задачей;
3. Проверить, будет ли музыка сочетаться с информацией и картинками на видео, так как это положительно воздействует на воображение зрителя);
4. Решить, как будет представлен текст на ролике – субтитрами, на слайдах, или же закадровой озвучкой.
План для буктрейлера можно создать двумя способами: Подобрать смысловые цитаты из текста — и под них найти подходящие картинки, видео или музыку; или сначала выбрать картинки, видео и музыку — и уже затем написать короткий сценарий. Создание сценария к буктрейлеру. Это самая сложная задача при создании буктрейлера. Если это повествовательный буктрейлер - важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги, и с помощью каких средств его можно передать. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень продумано. Стоит взвешивать не то что каждое предложение, а каждое слово.
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть :
1. Игровые (мини –фильм по книге)
2. Неигровые (набор слайдов с цитатами, картинками, книжными разворотами, фотографиями и т. д.)
3. Анимационные (мультфильм по книге)
При этом нужно понимать, какой именно буктрейлер вы создаете по содержанию – атмосферный (передающие основные настроения книги и читательские эмоции) или повествовательный (презентующие основу сюжета произведения). Исходя из этого, подбирать цитаты, картинки и музыку.
Общие принципы создания буктрейлера : Выбрать книгу, которая нравится, с которой будет интересно работать.
1. Необходимо определиться с сюжетом. Не следует включать в него слишком много информации раскрывающий сюжет. При этом нужно отметить самые интересные моменты произведения и сохранить интригу, ведь задача видео - побудить читателя к прочтению книги. Средний интервал ролика – 1-3 минуты.
2. Далее нужно выбрать формат. Это может быть реализовано в форме презентации, создание анимации. Желательно соблюдать единообразие картинок: если рисованные картинки – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Или подобрать музыку. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
3. Ролик должен цеплять и интриговать. Для этого важно подбирать не только эффектные и яркие картинки, но и смысловые цитаты. Не нужно пересказывать смысл всего произведения.
4. Акцент на качество и простоту. Аудио должно быть без лишних шумов и с одним уровнем громкости. Картинки – должны быть чёткими и качественными.
5. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым. Лучше всего использовать всеми знакомый TimesNewRoman. Избегайте лишних сложностей в изготовлении буктрейлера.
6. Помните про закон об авторских правах. Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки, иллюстрации, то убедитесь, что они находятся в свободном доступе.
Важно, чтобы в заключительных титрах были указаны: владелец, название выбранного вами источника (фильм или песня) и уточнить, что материалы использованы в ознакомительных целях. Так как все права на использованные материалы принадлежат правообладателям.
Технические средства : камера и микрофон; программы для монтажа видео: PowerPoint, KineMaster.
Где брать бесплатные видео для буктрейлер
Pixabay — фото, видео и музыка.
Mixkit — видео, музыка, эффекты.
Videvo — видео, графические и звуковые эффекты, музыка.
CuteStockFootage — видео, графические эффекты, обои.
Videezy — обои и видео.
Splitshire — видео.
Pexels — фото и видео. Beachfront B-Roll — видео.
Stock Footage for Free — видео.
Vidsplay — видео.
Life of Vids — видео.
Coverr — видео.
Distill Beta — видео.
X Stock Video — видео
Совет: прежде чем записывать видеоролик, протестируйте его черновик на друзьях или родственниках. И обратите внимание на их замечания.
Может быть, им покажется слишком мелким или неразборчивым шрифт. Может быть, они заметят, что титры и субтитры мелькают слишком быстро, и их не успеваешь прочитать.
И ваша задача — убедить читателя, что книга ему нужна не «любая», а именно та, которую предлагаете вы.
Мы тоже загорелись идеей создания буктрейлера и вот, что у нас получилось.
Создавали буктрейлер для детей старшего дошкольного возраста. Так как дети 6-7 лет ни все читающие, текста в буктрейлере нет, используется закадровая озвучка.
Работа строилась по плану.
1. Для начала выбрали произведение, А. М. Волкова
«Волшебник изумрудного города»
2. Название буктрейлела не должно совпадать с настоящим названием.
3. Определили вид буктрейлера.
4. Придумали слоган. 5. Написали сценарий.
6. Подобрали материал для видеоролика.
7. Записали закадровую озвучку
8. Сделали монтаж видео
Название буктрейлера «Путешествие в волшебную страну»
Название и автор художественного произведения «Волшебник изумрудного города»,
Александр Малентьевич Волков.
Возрастная группа Подготовительная к школе группа
Вид буктрейлера Визуальный
Повествовательный
Концептуальный
Идея/слоган Всякое живое существо боится опасности, и смелость –в том, чтобы победить боязнь.
Сценарий Главные герои:
Элли — добрая, отзывчивая, смелая девочка, всегда готовая прийти на помощь своим друзьям.
Тотошка — маленький чёрный
пёсик, любимец Элли.
Соломенное пугало Страшила — первое из трёх существ, которых девочка Элли встретила по пути в Изумрудный город.
Железный дровосек - был когда-то самым обычным человеком из народа Жевунов.
Трусливый Лев, поскольку, в отличие от большинства зверей своей породы был обделён храбростью и очень из-за этого страдал.
«Путешествие в волшебную страну»
Страшный ураган, вызванный злой
ведьмой Гингемой, унес Элли и ее маленкого щеночка Тотошку в волшебную и не обыкновенно удивительную страну, где живут злые и добрые волшебники. В этой стране умеют говорить не только люди но и животные. Но эта волшебная страна чужая… И Элли готова сделать все, чтобы вернутся домой. Однако, прежде чем вернутся в родной город, Элли должна помочь своим новым друзьям, которых там встретила. Смелая девочка вместе со своими друзьями собакой Тотошкой, Страшилой, Железным Дровосеком и Смелым Львом отправилась в Изумрудный город к волшебнику Гудвину просить его об
исполнении желаний. Только он сможет
помочь Элли вернуться домой и исполнить
по одному желанию каждого из друзей. На их пути будет много испытаний, а вот какие будут испытания ты узнаешь прочитав произведение Александра Малентьевича Волкова «Волшебник изумрудного города». Его произведения могут быть интересными для детей дошкольного возраста. Они захватывают с первых строк. В его произведениях вас ждет много приключений и неожиданные повороты сюжета. Также можно познакомится с его произведениями такими как…
«Семь подземных королей», «Тайна заброшенного замка», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»
Ссылка на буктрейлер ***
Источники:
1. Произведение А. М. Волкова «Волшебник изумрудного города» 6+.
2. УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р К О Н Ц Е П Ц И Я программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации
3. Буктрейлер МБУК Клинская Централизованная библиотечная система (понятие, этапы)
https://cdb-klin.ru/buktrejler/
4. Буктрейлеры БиблиоNETиK@ (Понятие, этапы, программы для создания, примеры к известным книгам, возможность скачивания) https://shgpi.edu.ru/biblioteka/blog/?p=2012
5. © Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В. Ф. Морозова, 2014