Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Технологии исследовательской деятельности»

Кондратова Татьяна
Консультация для воспитателей «Технологии исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Технологии исследовательской деятельности.

Подготовила:

воспитатель

Кондратова Татьяна Васильевна

г. Северодвинск, 2024 г.

Цель исследовательской деятельности

- формирование у дошкольников основные ключевые компетенции, способности к исследовательскому типу мышления.

Какова роль экспериментирования и исследовательской деятельности?

Темочки:

Главный путь развития исследовательского поведения ребенка — собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании, в процессе которого дети осваивают действия по измерению, комбинированию, преобразованию различных материалов и веществ; знакомятся с приборами (термометр, весы, зеркало, магнит и др.); учатся использовать познавательные книги как источник информации.

В чем специфика детской познавательно-исследовательской деятельности?

В практике работы детского сада познавательно-исследовательская деятельность дошкольников проявляется в виде детского экспериментирования.

Понятия «познавательно-исследовательская», «элементарная поисковая деятельность детей» и «детское экспериментирование» являются достаточно близкими по своему содержанию.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников — это активность ребенка, направленная на постижение особенностей объектов природного и предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию.

Познавательно-исследовательская деятельность детей осуществляется разными способами: методом проб и ошибок, в виде опытов и экспериментов с объектами природы, наблюдений, вопросов, задаваемых взрослому, эвристических рассуждений, предположений.

Классификация экспериментов в ДОУ:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом, которых является человек.

2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т. д.

3. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

4. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.

6. По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

8. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями,

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта,

- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты,

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат,

- решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Педагогическая технология развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева) заключается в последовательном переходе от этапа к этапу.

• Мотивационно-ориентировочный этап направлен на актуализацию интереса детей к опытам. Внимание уделяется радости открытия, созданию в группе положительной атмосферы, ситуаций, вызывающих интерес, удивление, эмоциональный отклик у детей (фокусы, проблемные ситуации, приемы ТРИЗ)

• Содержательно-деятельностный этап направлен на развитие умений детей решать все более сложные проблемные ситуации в условиях усложняющегося экспериментирования.

• Инициативно-творческий этап предполагает совместный исследовательский поиск. Родители и дети включаются в написание «Энциклопедии наших открытий», совместный досуг «Клуб открытий», посещение музеев, выезды на природу и пр.

Проведение занятий с использованием технологии исследовательской деятельности

Мотивирующее начало занятий: педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии, проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Технологии исследовательской деятельности»
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 01:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Технологии исследовательской деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Кондратова Татьяна (УИ 2776893) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД