Кондратова Татьяна
Консультация для воспитателей «Технологии исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии исследовательской деятельности.
Подготовила:
воспитатель
Кондратова Татьяна Васильевна
г. Северодвинск, 2024 г.
Цель исследовательской деятельности
- формирование у дошкольников основные ключевые компетенции, способности к исследовательскому типу мышления.
Какова роль экспериментирования и исследовательской деятельности?
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Главный путь развития исследовательского поведения ребенка — собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании, в процессе которого дети осваивают действия по измерению, комбинированию, преобразованию различных материалов и веществ; знакомятся с приборами (термометр, весы, зеркало, магнит и др.); учатся использовать познавательные книги как источник информации.
В чем специфика детской познавательно-исследовательской деятельности?
В практике работы детского сада познавательно-исследовательская деятельность дошкольников проявляется в виде детского экспериментирования.
Понятия «познавательно-исследовательская», «элементарная поисковая деятельность детей» и «детское экспериментирование» являются достаточно близкими по своему содержанию.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников — это активность ребенка, направленная на постижение особенностей объектов природного и предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию.
Познавательно-исследовательская деятельность детей осуществляется разными способами: методом проб и ошибок, в виде опытов и экспериментов с объектами природы, наблюдений, вопросов, задаваемых взрослому, эвристических рассуждений, предположений.
Классификация экспериментов в ДОУ:
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом, которых является человек.
2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т. д.
3. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
4. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.
6. По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
8. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями,
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта,
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты,
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат,
- решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
Педагогическая технология развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева) заключается в последовательном переходе от этапа к этапу.
• Мотивационно-ориентировочный этап направлен на актуализацию интереса детей к опытам. Внимание уделяется радости открытия, созданию в группе положительной атмосферы, ситуаций, вызывающих интерес, удивление, эмоциональный отклик у детей (фокусы, проблемные ситуации, приемы ТРИЗ)
• Содержательно-деятельностный этап направлен на развитие умений детей решать все более сложные проблемные ситуации в условиях усложняющегося экспериментирования.
• Инициативно-творческий этап предполагает совместный исследовательский поиск. Родители и дети включаются в написание «Энциклопедии наших открытий», совместный досуг «Клуб открытий», посещение музеев, выезды на природу и пр.
Проведение занятий с использованием технологии исследовательской деятельности
Мотивирующее начало занятий: педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии, проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.