Пеньковских Екатерина
Экологические игры для развития речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Родительский дневничок
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой, но и способствуют речевому развитию детей. Вам предлагаем подборку игр.
Публикация «Экологические игры для развития речи дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое лукошко
«Аптека Айболита»
Цель игры : сформировать представления играющих о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Взрослый загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Играющий находит в лукошке иллюстрацию (или просто сказать, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленным доктором».
Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы : «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.
«Я еду в деревню»
Ребенок объявляет «Я еду в деревню и беру с собой…». Взрослый предлагает любое слово (предмет, а ребенок должен объяснить, зачем ему данный объект в деревни.
Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать, в лес для пикника и тд.
«Рыбы — птицы — звери»
Материал: мяч.
Взрослый бросает мяч ребенку и произносит слово «птица». Играющий, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей».
Угадай, кто я?
Играющие загадывают себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею…» (действие изображается при помощи пластики.)
Играющие должны отгадать и назвать изображённое действие. «А ещё я умею…» — говорит ребёнок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4 функций играющие отгадывают объект.
Например: прыгать, катиться, лежать… (мячик).
Если играющие назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается вспомнить, для кого эти функции характер.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель игры : Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Умение рассуждать.
Взрослый предлагает ребенку разные ситуации, а он делает умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т. д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т. д.
Усложнение — задать детям «точку зрения», с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь — это хорошо или плохо для дерева, кошки и т. д.
«Что это такое?»
Эта игра упражняет детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.
Рассказывать признаки предметов.
Ребенок загадывает предмет живой или неживой природы, начинает перечислять его признаки.
«Какая, какой, какое?»
Цель игры : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Взрослый называет слово (объект живой и неживой природы, а ребенок подбирает как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Например: белка – рыжая, шустрая, маленькая, пронырливая…
«Ясли – сад»
Цель игры : закрепить употребление существительных единственного числа в творительном падеже. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
Описание игры :
На поляне ясли - сад,
Он для маленьких зверят.
Здесь зверят не обижают,
В сад их мамы провожают.
Вот прибежала волчица с …. (волчонком).
И прискакала бельчиха с … (бельчонком,
Прыгает быстро зайчиха с … (зайчонком,
Катится рядом ежиха с … (ежонком).
Тихо крадется лисица с … (лисенком,
Топает громко лосиха с … (лосенком,
Шествует важно тигрица с … (тигренком,
Мама-медведица здесь с … (медвежонком).
Вот с барсучонком шлепает тихо
Еле заметно мать - … (барсучиха).
Наливает повар – белка
Суп и кашу всем в тарелки.
Чем кормить зверяток нужно
И на завтрак и на ужин?
Игра «Я знаю 5 …»
Цель игры : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Ребенку предлагается называть по 5 объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы, который выбирает взрослый. Ребёнок, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка).
«Вопрос – ответ»
Эта игра направлена на развитие у детей умения отвечать на поставленные вопросы.
Проявлять находчивость, сообразительность.
Игровые действия:
Взрослый задаёт вопросы, а ребенок отвечает
Вопросы:
1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).
2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).
3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).
4. Сколько яиц можно съесть натощак? ( одно: после первого уже не будет натощак).
5. От чего гусь плавает? (от берега).
6. Чем до неба докинешь? (взглядом).
7. По чему собака бегает? (по земле).
8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).
10. За чем во рту язык? (за зубами)
11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).