Лихацкая Валентина
Рекомендации для родителей по формированию у детей 5–6 лет словарного запаса
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38
муниципального образования Кореновский район
Памятка для родителей
«Игры на развитие у детей словарного запаса»
Подготовила: воспитатель МАДОУ детский сад №38
Лихацкая В. Н
Уважаемые родители
В возрасте 5-6-лет продолжается накопление пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных частей речи, ребёнок учится грамматически верно строить свои высказывания, составляет рассказы из сложных предложений. Но всё же нам необходимо продолжать играть в простые, но увлекательные и очень полезные игры, направленные на развитие речи старшего дошкольника.
Игра «Закончи предложение».
Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.
Мама положила хлеб… куда? (В хлебницу.)Брат насыпал сахар… куда? (В сахарницу.)Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? (В салатницу.)Папа принес конфеты и положил их… куда? (В конфетницу.)Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела).Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно).Я не хочу спать, потому что… (ещё рано).Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода).
«Лови да бросай — цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов.
Родитель, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Например: красный - Дети: мак, огонь, флаг.
оранжевый - апельсин, морковь, заря;
желтый - цыпленок, солнце, репа;
зеленый - огурец, трава, лес;
голубой - небо, лед, незабудки;
синий - колокольчик, море, чернила;
фиолетовый - слива, сирень.
«Подбери словечко»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
Про что можно сказать:
«свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);
«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);
«старая»(мебель, сказка, книга, бабушка);
«свежее»… (молоко, мясо, варенье);
«старое»(кресло, сиденье, окно).
Игра «Азбука»
Придумать все слова, которые будут начинаться на одну и ту же букву. Например, на букву «Н» – Новосибирск, Носорог, Носки и т. п
Игра «Лесенка»
Запишите на листке какую-нибудь букву. Например, «Д». под ней нужно написать слово из 2 букв, затем из трех, четырех и более. Все они должны начинаться на «Д». Выигрывает тот, кто за 10 минут построит самую высокую лесенку.
Например, «Д»
До
Дом
Двор
Дверь
Дорога…
Игра «Превращения»
Суть проста, надо слово поменять на совершенно другое слово, поменяв лишь в слове одну букву.
Например, мука – рука – река – репа и т. п.
Загадки
Дети любят загадки.
С короткими стихами тоже интересно играть в загадки.
Могут быть разные варианты:
досказать последнее слово (самый легкий вариант: для маленьких или совсем неопытных);
досказать 2 последних слова;
придумать-досказать всю последнюю строчку.
У КОГО? У ЧЕГО?»
Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?» это есть. Например: Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок — у человека, у ботинка. Глазок — у ребенка, у двери. Горлышко — у ребенка, у бутылки. Ножка — у стула, у ребенка, у гриба.
ГОВОРИ НАОБОРОТ
«Взрослый кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый - грустный быстрый - медленный красивый - безобразный пустой - полный худой - толстый умный - глупый трудолюбивый – ленивый и т. д.
«ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ»
Взрослый задает ребенку вопросы: — Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)
Не жалейте времени, на то, чтобы поиграть вместе с ребёнком.