Ирина Мистейко
Консультация для родителей «Что такое ФФНР»
Консультация для родителей «Что такое «ФФНР»?»
В случаях нарушения функций деятельности мозга у детей возникают проблемы с развитием фонематических процессов, т. е. происходит нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Его называют ФФН (фонетико-фонематическое нарушение).
Публикация «Консультация для родителей „Что такое ФФНР“» размещена в разделах
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Данное нарушение может иметь в речи различное выражение, например:
- Ребенок может заменять одни звуки речи на другие, более простые по артикуляции.
- При замене отсутствующих звуков другими может происходить смешение звуков, которое в дальнейшем проявляется в письменной речи. Количество смешанных, т. е. недифференцированных звуков может достигать большого количества – например, несколько десятков.
- Ребенок испытывает трудности в различении звуков, поэтому даже те звуки, которые он мог бы произнести, произносит неправильно.
- Ребенок употребляет правильно произносимые звуки там, где нужно употреблять другие.
- Группа звуков заменяется диффузной артикуляцией. Например, вместо нескольких близких артикуляционно звуков, может произноситься некий средний звук, похожий на них.
- Часть звуков употребляется в речи нестойко, в то время как изолированно произносятся совершенно правильно.
Кроме того, недостаточная сформированность фонематического восприятия может выражаться в нарушениях просодической стороны речи, т. е. ее тембра, темпа и мелодики.
При недоразвитии фонематических процессов ребенок не различает близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, поэтому его словарь не пополняется словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй.
Таким образом, даже незначительные нарушения фонематических процессов приводят к нарушениям становления речевой системы в целом, поскольку они связаны не только с фонетической, но и лексико-грамматической стороной речи.