Инна Зимина
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство коррекции звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
«Артикуляционная гимнастика-эффективное средство коррекции звукопроизношения"
Упражнения с ложкой.
Язык - "Лопаточка".
Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
Публикация «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство коррекции звукопроизношения» размещена в разделах
Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Упражнение «Мишка»
Рот открыт, губы в улыбке. Предложить ребёнку вылизывать вогнутую часть ложки кончиком языка, постепенно уменьшая размер ложки от столовой до десертной, чайной, кофейной.
Упражнения с шариком.
(Автор данной методики С. В. Коновалова)
(диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)
Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.
Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
Крутить шарик лакательными движениями языка.
Язык - "Чашечка",
цель - поймать шарик в "Чашечку".
Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание.
Во время работы взрослый удерживает веревку в руке.
Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой.
Шарик должен быть строго индивидуальным.
«Сладкая зарядка»
(упражнения с чупа-чупсом)
- Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
1. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс (или маленькая конфетка) и попробуйте удержать леденец только языком.
2. Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа - чупсом «грибок» к небу.
3. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
4. Сделать «чашечку», положить маленькую конфетку и двигать языком вперед-назад, влево-вправо.
5. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
6. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично (ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут).
Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом.
Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.
Упражнения должны выполняться точно и плавно.
Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
Проводить артикуляционные упражнения эмоционально, в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку, использовать картинки.
Так же дети любят
Сказку о Весёлом Язычке.
Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь
Артикуляционная сказка
(Т. В. Мецлер)
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.
На тонкой ножке
Стоит грибок у дорожки.
Язык свой к нёбу
прилепляй,
И грибочек ты срывай.
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево — тик, вправо — так,
Тик-так, тик-так.
А теперь вот, погляди, —
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.
Буклет подготовила: Учитель-логопед:
Зимина И. А.