Наталия Бондаренко
Брейн-ринг «Осенние мотивы» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Брейн-ринг «Осенние мотивы»
(для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей)
Цели и задачи:
1 – закреплять знания детей об осенних явлениях в природе, о жизни птиц и животных, об изменении их уклада жизни в связи с сезонными явлениями, с использованием энциклопедических материалов;
2 - развивать эмоциональность, театральные навыки детей, их коммуникативные способности, умение работать в команде. Поддерживать их чувство уверенности, желание высказывать свою точку зрения, умение ее отстаивать;
Публикация «Брейн-ринг „Осенние мотивы“ для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Осень. Викторины, интеллектуальные игры
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
3- воспитывать чуткое, бережливое отношение к окружающему миру;
4 - показать родителям срез знаний и умений детей за квартал (осень, некоторые методы и приемы обучения детей;
- привлекать родителей к активному участию в обучении и развитии детей.
Оборудование:
- стол для жюри;
-круглый стол под цветное поле;
- круглое цветное поле, разделенное на 7 секторов разного цвета;
- табло для выставления баллов (вазы для фишек или др.)
-скрипичный ключ
Дидактический материал:
К раунду №1:
- корректурная таблица по методу Н. Гавриш «Осенние признаки» (формат-
2 х А-1)
- набранные пословицы и поговорки об осени, разделенные на 2 части.
К раунду № 2
- иллюстрации «Зимующие и перелетные птицы»;
- силуэты птиц (формат А-4) : голубь, фазан, аист, сорока, воробей, утка и перо каждой из этих птиц.
К раунду № 3 :
- аудиозапись музыкальных отрывков:
Э. Григ «Весной. Песня1»
А. Вивальди «Осень», из цикла «Времена года»
П. Чайковский «Декабрь. Святки», из цикла «Времена года»
- цифры «1», «2», «3» ;
- 2 нотных стана (ФорматА-1, по 7 нот к каждому;
- набор музыкальных инструментов (колокольчик, треугольник, музыкальный молоток, ксилофон, металлофон, трещотка, свирель, деревянные ложки, маракас и др.) ;
- репродукция картины Клевер «Осень 1881»
- театральная ширма;
-элементы театральных костюмов (маски волка, сороки, синицы, ежа, журавля, деревьев, искусственные осенние ветки, синяя ткань-«ручей», коричневая накидка, маска «пень»)
К раунду № 4 :
- ряд наглядных картинок:
вопрос №1 * медведь, еж, лиса, олень
*белка, волк, барсук, заяц;
вопрос №2 *листок, индюк, солнце, арбуз
*мяч, экскаватор, дом, вишня, эскимо, диван;
К раунду №5:
- шарф для завязывания глаз, набор овощей и фруктов:
* лук, морковь, яблоко, груша
* картошка, капуста, свекла, хрен;
К раунду № 6:
- 2 черных ящика;
- тыква (или ее кусок, осенние листья
К раунду №7:
- 2 листа ватмана (формат А-3)
- карточки моделирования стихотворений (разрезные мнемотаблицы)
- маски лисы, медведя
-распечатка стихотворения К. Бальмонта «Поспевает брусника.»
Ход брейн- ринга:
Выбираются члены жюри, капитаны команд.
Перед началом каждого раунда один из участников крутит юлу, выбирая сектор с заданием (задания можно зачитывать в нужной ведущему последовательности)
Раунд №1. «Что такое осень»
Задание 1
команде детей:
- назовите осенние признаки
(Примерный перечень ответов: желтеют и опадают листья, дни становятся короче, а ночи длиннее, холодает, часты утренние туманы, перелетные птицы улетели на юг, животные подготовились к зиме (шерсть стала гуще и пушистее, заяц поменял окрас шерсти, легли в спячку медведь, еж, барсук, байбак и др. животные, дожди стали мелкими и холодными, земля после дождей долго не просыхает, вянет трава, зацвели осенние цветы, созрели ягоды боярышника, рябины, калины, шиповника, люди убирают урожай овощей и осенних фруктов, готовят поля и огороды к зиме и др.)
команде родителей:
- скажите, о каком осеннем явлении говорится в этом стихотворении (Ирина Токмакова «Туман» или Иван Демьянов «Шел седой старик туман»- зачитать текст, не называя стихотворение)
3адание 2
команде детей :
- назовите последний месяц осени ;
- листья на каких деревьях желтеют и опадают раньше всех;
- в каком осеннем месяце раньше начинался новый год.
команде родителей:
- скажите, какой из осенних месяце в старину называли
«хмурень»-за частое ненастье, «рюен»-за сезонный рев оленей (сентябрь);
- какой из осенних цветов носит название месяца (сентябринка);
- какой месяц имел названия «грязник» из-за дождей, размывающих дороги и превращающих их в грязь, и «свадебник» из-за свадеб, которые в это время традиционно справлялись крестьянами (октябрь)
Задание 3
команде детей.
-закончите пословицы:
* Сентябрь без плодов---не бывает.
*Октябрь ходит по краю---выгоняет птиц из гая.
*Комары в ноябре---быть мягкой зиме.
команде родителей.
-подберите вторую половину пословицы (разрезные карточки)
* В сентябре днем погоже---да по ночам негоже.
*Октябрь-месяц ненастья---начало семейного счастья.
*Кто в ноябре не зябнет---тот и зимою не замерзнет.
Раунд № 2. «Зимующие-перелетные».
Задание 1
команде детей:
-из предложенных картинок выберите и назовите только перелетных птиц
команде родителей:
- из предложенных картинок выберите птицу, которая улетает на юг самой первой и птицу, которая улетает на юг самой последней.
(ласточка, стриж-первыми; грач-последний «Когда грач улетает-снег пойдет»-народная мудрость)
Задание 2.
команде детей:
- назовите глаголы, обозначающие пение следующих птиц: воробей, гусь, лебедь-шипун, ворона. (чирикает, гогочет, шипит, каркает)
команде родителей:
- назовите глаголы, обозначающие пение следующих птиц: утка, голубь, кукушка, сорока. (крякает, воркует, кукует, стрекочет)
Задание 3
команде детей:
- подберите каждому силуэту птицы ее перо и назовите птицу.
команде родителей:
- отгадайте, о каких птицах идет речь:
*эта лесная перелетная птица спасает леса от гусениц, съедая до 100 гусениц в час. Чтобы выжить, ей нужно постоянно есть. Поэтому птица не может выкормить собственных птенцов. (Кукушка)
* эта птица - самая распространенная птица на земном шаре, живет вблизи жилья человека. В городе Бостоне ей установлен памятник с надписью «Победителю гусениц». (воробей)
Раунд №3. Музыкальная шкатулка.
Задание 1 обеим командам.
- прослушайте три музыкальных отрывка и ответьте на вопрос: «Какой из музыкальных отрывков подходит к предлагаемой картине
(обозначьте цифрой порядковый номер отрывка)
- Э. Григ. «Весной. Песня 1»
- А. Вивальди. «Осень», из цикла «Времена года»
- П. Чайковский. «Декабрь. Святки.», из цикла «Времена года»
Задание 2 обеим командам.
-назовите характер музыки( 7 нот –ответов для каждой команды.)
(пример: тихая, спокойная, задумчивая, осенняя, грустная, нежная, светлая, успокаивающая, убаюкивающая, медленная, теплая, мягкая, ласковая)
Задание 3 обеим командам:
- Озвучьте предложенную картину
Детям и взрослым предлагаются атрибуты, элементы костюмов. Ведущий медленно читает текст, участники озвучивают объекты картины при помощи голоса.
«В осеннем лесу»
Весною лес полон цветов, летом - грибов, а осенью - тишины. Но тишина эта обманчива.
Вот стоят величаво деревья. Ветер слегка колышет их ветки. (звук).Сорвался с дерева листок, и слышно как он летит и ударяется черенком о ветви деревьев (звук).
А вот ручеек тихо перекатывает свои воды, готовясь к долгому зимнему сну. (звук)
Трухлявый пень тихо поскрипывает от порывов ветра. .(звук)
Под ним тихо сопит маленький колючий клубок. Это нашел себе норку еж. .(звук)
Высоко в небе курлычут журавли, и от их далекого крика в лесу становиться еще грустнее. .(звук)
Тенькает синица, будто натянутая струна. .(звук)
Где-то далеко завывает волк, предчувствуя приход холодов и голода. .(звук)
И только неугомонная любопытная сорока громко стрекочет, рассказывая лесным жителям последние осенние новости. (звук)
Раунд №4. «Мир животных»
Задание 1
команде детей:
- назовите животных, которые впадают в зимнюю спячку. (пример: медведь, суслик, мыши-полевки, байбак, еж, хомяк, барсук и др.)
Команде родителей:
-скажите, зачем еж нанизывает яблоки на иголки (ответ-чтобы очистить иголки от паразитов)
Задание 2 .
команде детей:
- определите, кто из этих животных лишний и почему
Медведь, рысь, лиса, олень (наглядные картинки)
команде родителей:
- определите, кто из этих животных лишний и почему
Белка, волк, барсук, заяц (наглядные картинки)
Задание 3.
команде детей:
-прочтите слово по первым звукам названий картинок
Листок, индюк, солнце, арбуз (лиса)
команде родителей:
-прочтите слово по первым звукам названий картинок
Мяч, экскаватор, дом, вишня, эскимо, диван. (медведь)
Раунд №5. Конкурс капитанов.
Задание капитану команды детей:
-узнайте по запаху предложенные овощи и фрукты (лук, морковь, яблоко, груша)
Задание капитану команды родителей:
-узнайте по запаху предложенные овощи (картофель, хрен,капуста,свекла)
Раунд №6. Черный ящик.
Задание командам:
-отгадайте, что находится в черном ящике, слушая подсказки. Чем меньше подсказок вы используете для ответа, тем больший бал получите от жюри.
Подсказки для команды детей:
- спят всю зиму и просыпаются только весной;
-осенью летают, зимой согревают, весной веселят, летом холодят;
- бывают зеленые, желтые, оранжевые, красные и даже коричневые;
-меняют цвет с приходом осени. (Листья)
Подсказки для команды родителей:
- из этого изготавливают музыкальные инструменты, емкости для жидкостей, бочонки для солений;
-растет в огороде, но не овощ;
- его семена широко используются в медицине и парфюмерии;
-герой народных обрядов и произведений;
-из него готовят разнообразные блюда (первые, вторые, десерты, напитки и соусы). (Тыква)
Раунд №7. Литературная страничка.
Командам даются карточки для моделирования стихотворений.
Задание команде детей:
- рассмотрите внимательно карточки и назовите стихотворение.
- составьте правильно модель стихотворения.
- прочтите стихотворение от лица медведя.
Задание команде родителей:
- внимательно прочтите стихотворение К. Бальмонта «Поспевает брусника.»
-составьте из карточек его модель,
- продекламируйте стихотворение от лица лисы.
В середине игры можно вставить музыкальную паузу (песню или танец на осеннюю тематику в исполнении детей).
После каждого раунда жюри подводит итоги раунда, в конце игры подводится общий итог и награждение участников.