Получи документы

Конспект занятия «Богатыри Земли русской» в старшей группе

Марина Архипова
Конспект занятия «Богатыри Земли русской» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Возрастная дошкольная группа : старшая

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: формировать представление о героическом прошлом Руси, о богатырях, ее защитниках.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Богатыри Земли русской“ в старшей группе» размещена в разделах

Образовательные: продолжать формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;

Развивающие: развивать художественное восприятия и эстетический вкус, закреплять названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица, названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);

Воспитательные: воспитывать патриотизм, желание подражать русским воинам; интерес к истории России, чувство гордости.

Оборудование и материал к НОД: иллюстрации богатырей, элементов одежды и оружия, сказателей; просмотр на мультимейдином проекторе мультфильма; пролог Ильи Муромца.

Предварительная работа: рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»; чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитичи и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», знакомство с пословицами о богатырях. («Богатырь бьет, пятерых мнет», «Богатырь умрет, имя его останется», «Славна богатырями земля русская», «Богатыря узнаешь на поле брани», «Богатырская рука однажды бьет», «Богатырь умрет, а слава его воюет», «Не родом богатырь славен, а подвигом», «Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного», «Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает», «Богатырь на пирах не сидит, живот не растит», «Слава идёт не от рода – племени, а по богатырским делам, да по подвигам», «Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч».)

Ход занятия.

– Ребята, скажите какие слова первыми приходят к вам на ум, когда вы слышите слово, которое я сейчас скажу (воспитатель делает паузу) «защитник»?

– У меня такие же ассоциации. И у меня в памяти всплывают те же слова, что вы назвали: солдат, Родина, враг, разведчик (воспитатель вспоминает названные детьми слова). И «День защитника Отечества» мы с вами празднуем. Сегодня поговорим мы с Вами о защитниках. Сейчас на страже нашей страны стоят военные: лётчики, сапёры, пограничники, танкисты, пулемётчики, ракетчики, зенитчики. Я назвала далеко не все военные профессии. Служба каждого из них очень важна. А скажите, как обстояли дела с защитой Родины раньше, когда страну нашу называли «Русь»?

Воспитатель помогает детям вспомнить и обобщает ответы детей:

– Родная земля, народ всегда нуждались в защите. И называли этих защитников земли русской богатырями.

Много богатырей было на Руси. Кого из них вы, ребята, знаете?

– Рада, что вы запомнили нашу беседу о Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Защитники-богатыри любили Русь Великую и защищали ее. Удивительные истории передавались в народе о их подвигах и победах.

– Ребята, вспомните, как называются эти сочинения?

– Верно, былины.

– Кто скажет, от какого слова произошло название «былина»?

– Правильно, от слова «быль» – было. Значит былина – это рассказ о том, что было на самом деле.

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Примерно так начинали сказители свое повествование. Сказитель – это рассказчик, который сказывал – рассказывал. Сказитель ходил из селения в селения и рассказывал на распев (как песню) о героях-богатырях. И русские люди – тогда не было телевидения, телефонов, интернета узнавали от сказителей о богатырях русских – и об их подвигах, победах в сражениях. А уже потом эти рассказы стали записываться печататься и издаваться. Вот и дошла до нас слава о первых защитниках – о великих богатырях.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

– Ребята, как вы думаете – какое отношение было у русского народа к богатырям?

– Согласна, в народе их любили и уважали, гордились и помнили. А какие вы знаете пословицы и поговорки, которые говорят нам об этом? Ведь в пословице выражена народная мудрость в поучительной форме.

– Молодцы, ребята. Много пословиц вы вспомнили. Коля нам напомнил пословицу: «Богатырь умрет, имя его останется». Скажите, пожалуйста, как вы это понимаете?

– Верно, о таком человеке люди не забудут. Его честь и слава будут передаваться людьми через века. Его подвиг и храбрость будут ставить в пример.

А кто раскроет смысл пословицы: «Богатыря узнаешь на поле брани»?

– Молодцы, ребята. К этой пословице можно вспомнить и другую: «Друг познается в беде». Ведь, действительно бывает, что человек может хвалиться до умопомрачения, а на самом деле не стоит и гроша.

Думаю, не ошибусь, предположив, что все вы мечтаете стать доблестными войнами и встать на защиту Родины. Предлагаю поиграть в игру «Собери богатыря в поход».

Детям дается изображение богатыря, доспехов, одежды и вооружения, нужно выбрать только необходимое снаряжение богатыря и обосновать свой выбор. ( Примерные ответы детей: «Шлем – защитный головной убор, нужен для защиты богатыря от стрел, копий, меча. «Кольчуга – защитная одежда, сплетённая из металлических колец. Оберегала тело от ударов». «Автомат – современное оружие, не бог богатырь пользоваться им в то время»

– Молодцы, ребята, справились – правильно собрали снаряжение богатырю. Мы знаем, что подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Как называется эта картина? Кто ее автор?

– Верно, это картина В. М. Васнецова «Три богатыря».

– Ребята, расскажите о богатыре, который изображен в центре.

– Мне было интересно слушать рассказ Оли о могучем богатыре Илье Муромце.

– А кто расскажет о богатыре, который слева (справа?

– Молодцы, ребята. Подробно вы описали богатырей : их внешний вид, одежду, доспехи. Славны богатыри земли русской. Радостно видеть их вместе. Сидят они плечом к плечу на своих верных друзьях и вглядываются – все ли спокойно, нет ли опасности для люда русского со стороны врагов.

– Я предлагаю посмотреть мультфильм о самом старшем богатыре – Илье Муромце. (Просмотр мультфильма.)

Русские богатыри всегда вставали на защиту детей, женщин и стариков, слабых и немощных. Давайте будем брать с них пример. Будем стараться быть сильными, храбрыми и мужественными, заступаться за слабых, помогать им.

Публикации по теме:

Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе «Богатыри земли русской»Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе «Богатыри земли русской» «Богатыри –земли Русской» Цель: Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе. Задачи: 1. Закреплять умение делить слова на слоги;.

Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской» Задачи. • Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. • Формировать представление детей о.

Фотоотчет по сюжетной лепке «Богатыри — защитники русской земли» в старшей группеФотоотчет по сюжетной лепке «Богатыри — защитники русской земли» в старшей группе Цели и задачи: • формировать представление детей о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях — защитниках земли русской;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Богатыри Земли русской» в старшей группе
Опубликовано: 4 ноября 2024 в 19:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Богатыри Земли русской» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Архипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД