Марина Архипова
Конспект занятия «Богатыри Земли русской» в старшей группе
БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Возрастная дошкольная группа: старшая
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формировать представление о героическом прошлом Руси, о богатырях, ее защитниках.
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;
Развивающие: развивать художественное восприятия и эстетический вкус, закреплять названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица, названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);
Воспитательные: воспитывать патриотизм, желание подражать русским воинам; интерес к истории России, чувство гордости.
Оборудование и материал к НОД: иллюстрации богатырей, элементов одежды и оружия, сказателей; просмотр на мультимейдином проекторе мультфильма; пролог Ильи Муромца.
Предварительная работа: рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»; чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитичи и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», знакомство с пословицами о богатырях. («Богатырь бьет, пятерых мнет», «Богатырь умрет, имя его останется», «Славна богатырями земля русская», «Богатыря узнаешь на поле брани», «Богатырская рука однажды бьет», «Богатырь умрет, а слава его воюет», «Не родом богатырь славен, а подвигом», «Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного», «Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает», «Богатырь на пирах не сидит, живот не растит», «Слава идёт не от рода – племени, а по богатырским делам, да по подвигам», «Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч».)
Ход занятия.
– Ребята, скажите какие слова первыми приходят к вам на ум, когда вы слышите слово, которое я сейчас скажу (воспитатель делает паузу) «защитник»?
– У меня такие же ассоциации. И у меня в памяти всплывают те же слова, что вы назвали: солдат, Родина, враг, разведчик (воспитатель вспоминает названные детьми слова). И «День защитника Отечества» мы с вами празднуем. Сегодня поговорим мы с Вами о защитниках. Сейчас на страже нашей страны стоят военные: лётчики, сапёры, пограничники, танкисты, пулемётчики, ракетчики, зенитчики. Я назвала далеко не все военные профессии. Служба каждого из них очень важна. А скажите, как обстояли дела с защитой Родины раньше, когда страну нашу называли «Русь»?
Воспитатель помогает детям вспомнить и обобщает ответы детей:
– Родная земля, народ всегда нуждались в защите. И называли этих защитников земли русской богатырями.
Много богатырей было на Руси. Кого из них вы, ребята, знаете?
– Рада, что вы запомнили нашу беседу о Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Защитники-богатыри любили Русь Великую и защищали ее. Удивительные истории передавались в народе о их подвигах и победах.
– Ребята, вспомните, как называются эти сочинения?
– Верно, былины.
– Кто скажет, от какого слова произошло название «былина»?
– Правильно, от слова «быль» – было. Значит былина – это рассказ о том, что было на самом деле.
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Примерно так начинали сказители свое повествование. Сказитель – это рассказчик, который сказывал – рассказывал. Сказитель ходил из селения в селения и рассказывал на распев (как песню) о героях-богатырях. И русские люди – тогда не было телевидения, телефонов, интернета узнавали от сказителей о богатырях русских – и об их подвигах, победах в сражениях. А уже потом эти рассказы стали записываться печататься и издаваться. Вот и дошла до нас слава о первых защитниках – о великих богатырях.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
– Ребята, как вы думаете – какое отношение было у русского народа к богатырям?
– Согласна, в народе их любили и уважали, гордились и помнили. А какие вы знаете пословицы и поговорки, которые говорят нам об этом? Ведь в пословице выражена народная мудрость в поучительной форме.
– Молодцы, ребята. Много пословиц вы вспомнили. Коля нам напомнил пословицу: «Богатырь умрет, имя его останется». Скажите, пожалуйста, как вы это понимаете?
– Верно, о таком человеке люди не забудут. Его честь и слава будут передаваться людьми через века. Его подвиг и храбрость будут ставить в пример.
– А кто раскроет смысл пословицы: «Богатыря узнаешь на поле брани»?
– Молодцы, ребята. К этой пословице можно вспомнить и другую: «Друг познается в беде». Ведь, действительно бывает, что человек может хвалиться до умопомрачения, а на самом деле не стоит и гроша.
Думаю, не ошибусь, предположив, что все вы мечтаете стать доблестными войнами и встать на защиту Родины. Предлагаю поиграть в игру «Собери богатыря в поход».
Детям дается изображение богатыря, доспехов, одежды и вооружения, нужно выбрать только необходимое снаряжение богатыря и обосновать свой выбор. (Примерные ответы детей: «Шлем – защитный головной убор, нужен для защиты богатыря от стрел, копий, меча. «Кольчуга – защитная одежда, сплетённая из металлических колец. Оберегала тело от ударов». «Автомат – современное оружие, не бог богатырь пользоваться им в то время»
– Молодцы, ребята, справились – правильно собрали снаряжение богатырю. Мы знаем, что подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Как называется эта картина? Кто ее автор?
– Верно, это картина В. М. Васнецова «Три богатыря».
– Ребята, расскажите о богатыре, который изображен в центре.
– Мне было интересно слушать рассказ Оли о могучем богатыре Илье Муромце.
– А кто расскажет о богатыре, который слева (справа?
– Молодцы, ребята. Подробно вы описали богатырей: их внешний вид, одежду, доспехи. Славны богатыри земли русской. Радостно видеть их вместе. Сидят они плечом к плечу на своих верных друзьях и вглядываются – все ли спокойно, нет ли опасности для люда русского со стороны врагов.
– Я предлагаю посмотреть мультфильм о самом старшем богатыре – Илье Муромце. (Просмотр мультфильма.)
– Русские богатыри всегда вставали на защиту детей, женщин и стариков, слабых и немощных. Давайте будем брать с них пример. Будем стараться быть сильными, храбрыми и мужественными, заступаться за слабых, помогать им.