Ларина Татьяна
Занятие по познавательному развитию в средней группе «Богатыри земли Русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательному развитию в средней группе 2020 г.
Детский сад № 100 ОАО «РЖД» Воронеж.
Цели: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - былинных героях : Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Показать их ум. преданность Отечеству. непоколебимость и бесстрашие в борьбе с врагами. Уточнить знания детей о доспехах и разных видах оружия эпохи Древней Руси.
Публикация «Занятие по познавательному развитию в средней группе „Богатыри земли Русской“» размещена в разделах
Расширять представление детей о быллином эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Используя разные средства выразительной речи, передавать напевность, колорит, своеобразный слог русских былин при инсценировании отрывка из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
1) Развивать ловкость, координацию движений в русских народных подвижных играх, поощрять дух соперничества.
2) Закреплять основные движения русского хоровода.
3) Развивать интерес к русскому народному творчеству.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Активизация словаря: Древняя Русь, русичи, былина, богатырь, сказитель, калики перехожие, нараспев, доспехи, кольчуга, шлем, щит, меч, копье, колчан со стрелами, палица, лук, обереги, латы.
Материалы: «Русская изба» с внутренним убранством, тематические слайды для показа на интерактивной доске, книжная выставка, доспехи: кольчуги, шлемы, оружие: копье, лук со стрелами, щит, меч, палица, раздаточный материал для детского творчества «Собери богатыря в дорогу», обереги -дубовые листочки.
Предварительная работа: Рассматривание картины М. В. Васнецова «Три богатыря», панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
Чтение былин о русских богатырях, просматривание мультипликационных фильмов.
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Привлечение родителей к сбору иллюстративного раздаточного материала, к изготовлению костюмов русских богатырей.
Ой, вы, добры молодцы, да красны девицы! Собрались мы с вами на беседу добрую да складную, чтобы был у нас мир, лад да согласие. Поведем мы рассказ сегодня про седую старину, про дела бывалые, подвиги удалые. Чтоб красны девицы послушали, чтоб добры молодцы призадумались.
А поможет нам волшебное яблочко.
Ты катись, катись яблочко
По серебряну блюдечку,
Укажи нам дорогу
Во славну Древнюю Русь.
(На проекторе появляется картина Руси)
Дети: Широко ты Русь,
По лицу земли,
В красе царственной
Развернулася!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой
Громких подвигов?
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью!
Встать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
- Кто же отстаивал честь Руси-матушки? /Русские герои-богатыри/
- А как вы думаете какой он, богатырь русский?
Силен как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей!
- Как мы с вами узнали о русских богатырях и их подвигах? / Из книг, стихотворений, из мультиков, из былин/.
- Что такое былина? /Это то, что было, сказка и быль одновременно/
- А кто слагал былины о богатырях? / Русский народ. /
- А ещё слагали былины сказители
- Как они ее рассказывали? /Они ходили из села в село и рассказывали нараспев о делах и победах богатырей; о том как они одолевали злых врагов; как защищали землю русскую; какие они были храбрые и мужественные; как проявляли смекалку, доброту/.
- И как говорил сказитель? / Сказитель говорил:
«Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!»/
Вот так слагалась былина. И почти в каждой из них упоминается?
Дети: Русь-матушка, русичи, стольный Киев-град, князь Владимир-ясно-солнышко, добры молодцы да красны девицы.
- А уж хоровод заведут - глаз не отведешь! Совсем как наши девочки.
Хоровод «На горе-то калина.»
- Да, ребята, и была Русь.
Дети / Необъятная, великая, чудная, красивая, богатая/.
-Поэтому и нападали на Русь-матушку враги и недруги. Кто, как не русские богатыри, защищали Родину?
Посмотрите на эту картину. Вы узнали ее?
/ «Три богатыря» В. М. Васнецова/
- Земля чуть видимо курица,
Восходит первая заря…
Остановились на границе
Три всадника – богатыря.
- Назовите богатырей
Дети / Слева Добрыня Никитич. Он был очень смелый и умный, знатного происхождения, из рода князей. /
А справа Алеша Попович. Он самый молодой из богатырей, сын священника/.
- Какими качествами он обладал? /хитростью, смекалкой/.
- На Руси богатыри всегда любили помериться силушкой богатырской.
- Русская народная игра «Борьба на руках»
- Ну-ка, силушку измерим
Богатырских ваших рук,
Вашу выдержку проверим,
Быстро выходи на круг.
Русская народная подвижная игра «Петушиные бои»
Чтоб в петушином бою победить,
Смелым, ловким надо быть
На скамеечку вставайте,
Бой подушками начинайте.
Сядем рядком, да продолжим ладком.
- А кто же в центре, картины?
/ Илья Муромец! Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь. Он очень спокойный и внимательный, уверенный в своих силах. /
- Как о нем можно сказать? / «богатырь богатырей»/
- А всегда ли он был таким? Давайте вспомним.
Инсценировка.
В городе Муроме жила семья и был у них сын Илюшенька, который не мог ходить и лежал он на печи 30 лет и 3 года. Однажды к нему постучались калики перехожие.
- Впусти нас, Илья, дай водицы испить.
- Рад бы я вас впустить божьи люди, да не владею ни руками, ни ногами.
Вот уже 33 года сиднем сижу, даром хлеб жую.
Вошли странники в избу, осмотрелись, помолились.
Старший из них и говорит Илье:
- Ну Илья, вставай, принеси нам водицы колодезной.
Дернул Илья ногой - нога зашевелилась, повел рукой - и рука ожила.
Вскочил он, точно пробудился и пошел за водой. Напоил гостей. А они и говорят:
- «Испей-ка Илья, после нас».
Выпил Илья и почувствовал в себе силушку богатырскую :
- «Буду верой и правдой служить Руси - матушке, Защищать от всякого недруга Землю русскую!»
И отправился он совершать подвиги ратные.
- И с тех пор силу богатырскую воспевали в своих произведениях и поэты:
Богатырь - он вот каков :
Он силен и здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал,
Русь - матушку защищал!
и музыканты.
Танец «Богатырская наша сила!» / А. Пахмутовой/
- Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят :
Дети: Не родом богатырь славен, а подвигом.
Храбрый побеждает, трус погибает.
Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.
Лучше того дела нет, чем Родину защищать от врагов.
Богатырская рука один раз бьет.
Богатырское братство милее богатства.
Мое богатство – сила богатырская,
Мое дело – Родине служить, от врагов защищать.
- Молодцы! Продолжим.
-А как одеты богатыри?
/ На тело надета кольчуга. - Что это? /железная рубашка/.
- Зачем она нужна богатырям? / Она защищала от ударов копья, стрел, меча. Кольчуга весила 7 кг/.
- А что надето на голову богатырей? / Шлем. Он оберегал голову богатыря от ударов/.
- Что еще есть у богатырей? / Латы, щит/.
- Как, одним словом назовем одежду воинов? /Доспехи/.
- А какое оружие у богатырей / Копье, лук, колчан со стрелами, палица, меч - булава/.
-Да, ребята, меч был истинно - русским, главным оружием богатырей.
Его передавали по наследству, на нем давали клятву.
- Ну, а сейчас, когда вы так много узнали, давайте «Соберем богатыря в дорогу»
(дидактическая игра).
- Почему вы выбрали коня, а не машину? / Потому что конь для богатыря был главным другом/.
- А знаете, на Руси был обычай «Посажение на коня».
В 3 года мальчика сажали на коня, и он должен был удержаться в седле, а с 4-х лет его обучали воинскому делу. Учили стрелять из лука, сражаться мечом, защищаться щитом.
- Какое это было оружие? /легкое, липовое/.
А в 7 лет давали тяжелое оружие / деревянное, из дуба/
- И только в 14 лет им давали настоящее оружие.
Русская народная подвижная игра «Посажение на коня».
Так уж издавна повелось на Руси: любят наши мальчишки играть и скакать на лошадках.
Эстафетная игра «Конь всех вас в дорогу ждет»,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Цок-цок-цок,
Я – лошадка, серый бок.
Я копытцами стучу,
Кого хочешь прокачу.
-Уходя в поход, богатыри просили благословление у родителей. А что еще они делали?
/ Они подходили к дубу, обнимали его, просили силушки, брали с собой листочек и горсть земли родной/.
- А как вы думаете, почему именно к дубу?
/ Потому что дуб - самое могучее русское дерево. Его чтили на Руси за могучесть. Он давал людям силу. Ему поклонялись и любили. /
- А сейчас давайте проведем обряд - поклонение «Дубок».
У нас рос дубок. Вот таков! / сидя на корточках, дети медленно
поднимаются, тянут руки вверх/.
Корень да его вот так глубок! / Наклоняются вниз, показывая корень/.
Листья да его вот так широки, / развести руки в стороны/.
Ветки да его вот так высоки! /руки вверх/
Ах ты, дуб-дубок, ты могуч / медленно поднимают сцепленные руки вверх/
На ветру ты, дубок, так скрипуч, / покачивают руками/
Дай мне силы, отваги, добра, / правая рука на сердце/
Чтобы землю родную защищать от врага, / развести руки в стороны и
скрепить их/
- Наше путешествие по Древней Руси подходит к концу. Давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим предкам и поклянемся на мече всегда следовать ему:
- Защищать свою Родину, беречь ее!
- Защищать слабых, бедных, стариков и детей!
- Быть сильными, храбрыми, мужественными и отважными!
- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину!
- КЛЯНЕМСЯ!
Вручение детям оберегов – дубовых листочков.