Шведова Любоваь
Блоки Дьенеша в процессе развития логического мышления дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшая задача воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. Поэтому эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Публикация «Блоки Дьенеша в процессе развития логического мышления дошкольников,» размещена в разделах
На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т. е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Можно отметить, что логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
Анализируя состояние обучения дошкольников привело к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие.
На мой взгляд, наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Знаменитые логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий.
Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дошкольники начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов. Такими блоками могут играть дети любого возраста: от самых маленьких, до уже без пяти минут первоклассников.
Более того, используя блоки Дьенеша, мы закладываем в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развиваем у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Можно выделить определенные задачи, которыми руководствуемся используя логические блоки в работе с детьми :
1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, умения производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
2. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
4. Познакомить с формой, цветом, величиной, толщиной.
5. Развивать пространственные представления.
6. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
8. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
10. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, толщину, размер, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам. Несколько позже - по трем и по четырем свойствам.
Блоки Дьенеша могут широко использоваться воспитателями в педагогическом процессе.
В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматриваем, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками.
Дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, устанавливаем, на какой интеллектуальной ступеньке находиться каждый малыш. Сделать это не сложно. Примерно ориентируясь в уровне развития ребенка, необходимо предложить ему одно-два упражнения. Если ребенок не справляется, предложить ему предыдущее по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок сам не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение задачи и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени - это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно давать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезает. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Развивая мыслительные умения, важно помнить, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в результате многократных повторений. Для того, чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами, проблемными ситуациями.
Интеллектуальный труд очень не легок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны не забывать, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации- игра, так как именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Рассмотрим некоторые формы организации работы с логическими блоками.
1. Игры - занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность, доступность, смену деятельности.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
а) дидактические, настольно-печатные игры («Какой фигуры не хватает», «Рассели жильцов», «Найди место фигуре», «Головоломки» -дополнительно изготовить карты к играм);
б) подвижные игры (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
в) сюжетно-ролевые игры («Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены на товар - кодовыми карточками. «Почта» - адрес на посылке, письме обозначается блоками, а адрес на доме - кодовыми карточками. Аналогично «Поезд», «Театр» билеты - блоками, места - кодовыми карточками).
3. Вне занятий, в развивающей среде группы. Моделирование из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделает их интереснее, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка», «Транспорт», «Животные» и т. д.). Дети с удовольствием используют логические блоки в самостоятельной деятельности, используя при этом схемы, таблицы, рисунки.
К данным играм добавляются более сложные упражнения на основе карточек с символическим изображением свойств. Когда ребенок, глядя на карточку, учится читать зашифрованный код и на основе изображений с картинок строит ряды из фигур.
Также успешно игры применяются в коррекционных занятиях с подгруппой детей и индивидуально.
Таким образом, дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольное детство - время первоначального становления личности. Одной из сторон развития личности является развитие математических представлений и логического мышления. Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений, при которых человек оперирует понятиями.
Развитое логическое мышление помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, способствует его общему умственному развитию. Мышление ребёнка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Уникальным по своим возможностям дидактическим материалом для развития логического мышления - логические блоки Дьенеша, так как они постепенно готовят детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяют его словарный запас и способствуют умственному развитию ребенка.