Елена Верховцева
«Город мастеров» Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом.
▼ Скачать + Заказать документы
Блок: «Город мастеров». Разделы: «Пейзажная живопись ульяновских художников», «Картины ульяновских портретистов».
Автор: Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №148, г. Ульяновск
Методическая разработка на тему: «Знай и люби свой город».
Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом, краем. (продолжение)
Блок: «Город мастеров».
Раздел: «Пейзажная живопись ульяновских художников»
Д/и «Жанры живописи»
Темочки:
Цель: Закрепить знания детей об изображении пейзажа (портрета, пейзажа, натюрморта, сказочного жанра) и его признаках.
Ход: Найти жанр пейзажа среди других и обосновать свой выбор.
Д/и «Собери пейзаж»
Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времени года.
Ход: По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).
Д/и «Времена года и краски»
Цель: Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.
Ход: Выбрать цветные карточки, которые подходят осени, зиме, весне, лету.
Д/и «Части суток и краски»
Цель: Определить к какой части суток относятся предложенные пейзажи.
Ход: Выбрать цветные карточки, с которыми ассоциируется та или иная часть суток.
Д/и «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.
Ход: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.
Д/и «Перспектива».
Цель: дать детям знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)
Ход: детям предлагается разложить силуэты на картинной плоскости с учётом перспективы.
Д/и «Поможем художнику».
Цель: учить детей создавать образы городской улицы на основе схематического изображения.
Материал: лист бумаги большого формата с нарисованными на нём схематическими изображениями тротуара, деревьев, домов, машин и т. д. ; цветные карандаши или краски (фломастеры).
Ход: Воспитатель сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Детям задаются вопросы: «Что здесь нарисовано? Какие дома? Какой транспорт?» Дети отвечают, воспитатель обсуждает с ними ответы и использует их при дорисовке картины, постепенно превращая схему в рисунок. Когда картина будет готова, можно предложить детям придумать историю на получившийся сюжет и подобрать к ней название.
Игра может неоднократно повторяться на различном материале. Сюжет, разумеется, меняется.
Д/и «Подзорная труба»
Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.
Материал: репродукция картины, альбомный лист.
Ход: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его.
Д/и «Да - нет»
Цель: учить детей пространственной ориентировке, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
Материал: репродукция картины.
Ход: ведущий загадывает объект на картине, дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трёхмерное пространство).
Задача ребёнка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.
Д/и «Что было, что будет?»
Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.
Материал: репродукция картины.
Ход: ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.
Раздел: «Картины ульяновских портретистов»
Д/и «Составь портрет сказочного героя»
Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под.
Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей.
Д/и «Определи и найди жанр портрета»
Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснить свой выбор. Предложите составить описательный рассказ.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет. натюрморт, пейзаж).
Д/и «Узнай по профилю»
Цель: Определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонажа и его характеру.
Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок.
Д/и «Семейный портрет»
Цель: Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т. д.
Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы, подбородок) и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
Ход: дети должны назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого; подобрать части лица и составить портреты мамы, папы, дедушки, бабушки, брата и сестры.
Д/и «Придумай и собери портрет»
Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т. д.
Д/и «Найди недостаток в портрете»
Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.
Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
Д/и «Выставка картин»
Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.
Ход: Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержание и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану:
– почему эти произведения размещены таким образом
– какое произведение понравилось и почему
– что особенно красивого показал художник в своём произведении, и каким образом
Правила: Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине.
А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
Д/и «Художественный салон»
Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.
Материал: репродукции картин.
Ход: дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся.
Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т. д., а также ответил на вопросы: «О чём рассказывает художественное произведение?», «Какое в нём передано
настроение?», «При помощи каких средств художник показал в картине главное?», «Почему картина понравилась?»
Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке) и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
Д/и «Найди ошибку».
Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.
Материал: репродукции картин.
Ход: педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине «Сенокос» А. А. Пластова: «Перед вами репродукция картины А. А. Пластова «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной, изумрудной травой (отсутствует описание цветов, вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре картины (ошибочное описание композиционного центра). В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использует яркие, сочные краски: жёлтую, зелёную, синюю, красную».
Д/и «Мимика лица»
Цель: Закрепить знания о мимики лица человека: радость, удивление, смех, плач, раздражение, гнев, спокойствие.
Материал: карточки с изображением мимики лица человека.
Ход: Воспитатель: «Как известно у человека бывает разное настроение: радость, удивление, смех, плач, раздражение, гнев, спокойствие. Разное выражение лица человека называется мимикой. Изучите внимательно схемы настроения и попробуйте их зарисовать.»
Д/и «Добрые и злые герои».
Цель: учить классифицировать сказочных героев по принципам: добрые и злые; глупые и умные; смешные и страшные. Находить героев по заданной теме, обосновывать свой выбор.
Материал: картинки с изображением различных сказочных персонажей с ярко выраженными чертами характера (Емеля, Баба Яга, Змей Горыныч, Лиса, Елена Прекрасная и др.)
Д/и «Узнай портрет по описанию и нарисуй его»
Цель: Определить персонажей по описанию.
Ход: Педагог зачитывает описание сказочного героя, дети отгадывают.
1. Вот как она выглядела: волосы цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще в крапинку — от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у нее, видно, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один — коричневый, а другой — черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся.
Астрид Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок
2. Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело — отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо.
Чучело было одето в поношенный голубой кафтан, кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах — старые голубые ботфорты.
А. Волков. Волшебник Изумрудного города (Страшила)
3. Девочка взяла веник да так и села на пол до того испугалась. Под веником кто-то был! Небольшой, мохнатый, в красной рубахе, блестит глазами и молчит. Девочка тоже молчит и думает: «Может, это ежик? А почему он одет и обут, как мальчик? Может, ежик игрушечный? Завели его ключом и ушли. Но ведь заводские игрушки не умеют кашлять и так громко чихать.
Тут Наташа потихоньку стала смеяться. Уж очень потешный оказался человек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся.
Татьяна Александрова. Кузька (Домовёнок Кузька)
И/у «Палочные человечки».
Цель: Учить детей видеть сходство поз человека в реалистическом и схематичном изображении; упражнять в передаче поз людей в схематичном изображении.
Материал: У воспитателя фломастер и палочки (полоски тонкого картона, подклеенные фланелью) для выкладывания человечков, схематичные изображения человечков в разных позах. У детей карточки, разделенные на две клетки, в одной схематичный человечек, другая свободная, простые карандаши.
Ход: Показать детям трех-четырех человечков, изображенных по-разному. Спросить, кто может повторить движения одного из человечков. Ребенок принимает позу одного из человечков, а дети находят на карточке человечка с такими же движениями рук и ног. Обозначают словами его позу. Например: «Руки в локтях согнуты и подняты вверх, одна нога сильно согнута в колене, другая выпрямлена. Показать на фланелеграфе, как можно выложить по-разному изображенных человечков (3—4 позы).
Затем раздать детям по одной карточке, предложить найти человечка с такими же движениями рук и ног, как у палочного человечка, и положить его на свободную клетку.
Пособие «Двигающийся человечек» (на фланелеграфе)
Цель: Учить составлять фигурку человека в статическом состоянии, а также в движении на фланелеграфе из составных частей, соответствующих частям тела человека.
Предложить выложить из частей фигурку человека в определенном положении и перенести полученное изображение на бумагу.
Материал: На каждого ребенка - настольный фланелеграф и набор наклеенных на фланель частей фигурки человечка: 2 детали изображения головы в профиль и в анфас, 2 детали туловища в двух положениях: спереди и сбоку, разделенные на локтевом сгибе 2 руки( 4 детали) и 4 детали разделенных в колене ног.