Галина Рязанцева
Бизиборд — развивающее игровое пособие в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Бизиборды - развивающие игровые доски для детей, на которых закреплены различные игрушки и мелкие детали.
Актуальность.
Нарастание экологических проблем, стремительный прогресс, многократный рост количества развлекательного контента для детей – все эти факторы существенно влияют на развитие детей. Логопеды бьют тревогу – число ребятишек с речевыми патологиями растет в геометрической прогрессии. Потому сегодня особым вниманием пользуется методика Монтессори. В своих исследованиях итальянский педагог Мария Монтессори, разработавшая систему поэтапного развития, отмечала, что маленький ребенок воспринимает информацию в большей степени через сенсорные ощущения. В 1907 году она придумала, как дать детям возможность познавать мир безопасно и создала первый бизиборд – доску, на которой разместила дверную защелку, цепочку, шнуровку, обесточенные розетку, штекер и выключатель.
Публикация «Бизиборд — развивающее игровое пособие в работе логопеда» размещена в разделах
Цели и задачи:
1. дать ребенку возможность познавать мир через тактильное восприятие. развитие мелкой моторики и памяти. Благодаря наличию множества мелких деталей мозг ребенка активно развивается.
2. развитие координации движений. Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели.
3. развитие логики и понимания причинно-следственных связей.
4. привитие усидчивости.
5. раскрытие воображения.
6. развитие когнитивной функции.
Цвет.
В оформлении бизибордов используются различные яркие цвета, которые легко запоминаются.
Форма.
Во многих деталях и модулях развивающей игрушки используются геометрические фигуры, которые изучаются визуально и тактильно.
Первые буквы и цифры.
Ребенку легче воспринять понятие цифр благодаря счетам и другим элементам. В бизибордах используются буквы, которые ребенку также легче запомнить на ощупь.
Базовые знания о мире.
В модулях развивающих досок используются картинки с фруктами и овощами, животными, транспортом.
Упражнения для развития мелкой моторики.
Змейки
Обычно представляют собой прорези в виде искривленных линий, внутри закреплена ручка-маркер, которую можно передвигать. Главная цель этого элемента – помочь малышу научиться координировать движения кисти. А это – очень важный момент в подготовке руки к письму. Логопед может стимулировать интерес ребенка к этому элементу, используя соревновательный интерес. Предложите детям сыграть чемпионат по скорости прохода змейки. Зачастую на модулях используется параллельно несколько таких элементов– можно устроить «гонки» - кто быстрее доведет ручку до цели.
Лабиринт
Лабиринты бывают самые разные – магнитные, движущиеся, обычные механические, с геометрическими фигурами. Этот элемент также помогает развитию координации, контролю перемещения руки, используются движения: вращательные, вверх-вниз, влево – вправо. Логопед может использовать прохождение лабиринта как этап большой игры-загадки, либо предлагать какой-то приз за достижение цели. Так же можно использовать этот элемент как инструмент для подачи понятий «вверх», «вниз», «влево», «вправо». Речевое развитие напрямую зависит от развитости мелкой моторики. Рассмотрим каждый элемент подробнее.
Шнуровка Тренирует силу пальцев, подготавливает руку к использованию письменных принадлежностей. Развивается сенсомоторная координация, глазомер, дается бытовой навык, формируется волевые умения. Шнуровка дает отличный простор для фантазии воспитателя. Можно заниматься ею, используя картинки различных шнуровок, «писать» с помощью шнурков буквы или цифры. Или придумать сказку про девочку Машу, которая не умеет завязывать шнурки и ей срочно нужно помочь с этим сложным делом. Шестеренки
Развитие вращательной функции кисти, умение координировать и направлять движения руки. Развитие последовательного мышления. С этим элементом можно изучать цифры – считать количество кругов. Дать детям понимание механического движения, понятия взаимосвязи. Шестеренки ассоциируются у современных детей с определенными персонажами мультфильмов – это можно использовать, придумывая сказочную историю для этого элемента. Цвет В области восприятия цвета сенсорными эталонами считается 11 цветов. Это хроматические цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, серый, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный). - Возьмите карточки с цветами, присутствующими на бизиборде. Раздайте их детям, по одной каждого цвета. Называйте предметы и просите показать карточку того же цвета. Затем можно назвать цвет. Через время усложняйте упражнения, производя действия в обратном порядке. - На развивающих досках есть цветные вкладыши – фигуры определенного цвета. Выньте все детали и попросите расставить их по цветам. - Используйте разноцветные дверки на бизибордах. Поиграйте с детьми в игру, попросив открыть ту, что покрашена в нужный цвет. Для закрепления можно просить ребенка самого его называть.
Форма
Цель знакомства с фигурами – научить ребенка распознавать их. Не стоит считать углы и стороны – необходимо запоминать саму форму. Начинают изучение с основных фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал. Обычно на бизибордах есть модули с фигурами, модификации могут быть различными. - Если это вкладыши – познакомьте детей с фигурами, позволив вынуть их из доски. Пусть малыш найдет «домик» для каждой детали. - Если на вашей доске есть модуль – «прорези» с фигурами-держателями, устройте соревнования, «закрепив» за каждым ребенком дорожку с нужной фигурой. - Устройте небольшой квест, используя дверки бизиборда. Возьмите наборы парных карточек-картинок, одну спрячьте за дверцу, на второй с изнанки нарисуйте фигурку. Обозначьте нужную дверцу фигуркой. Попросите детей найти соответствующую фигуре дверцу. Когда он ее откроет – найдет вторую половинку своего рисунка.
Величина
Начинать этот этап необходимо со сравнивания двух идентичных деталей, различных по размеру. Идеальным решением здесь может стать наличие одинаковых мешочков разных размеров. Возьмите один за эталон, и сравнивайте с ним (маленький - большой). Также можно ввести и понятие «средний».
Ожидаемые результаты от работы с пособием «Бизиборд»
1. Положительная динамика физического и интеллектуального развития детей; 2. Развитие таких полезных качеств, как умения концентрироваться, удерживать внимание на достаточно долгий срок; 3. Улучшение координации движений ребенка; 4. Положительная речевая динамика; 5. Подготовка кисти рук детей к письму.