Елена Григорьевская
Бисероплетение как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей в рамках социально-личностного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Публикация «Бисероплетение как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей в рамках социально-личностного развития дошкольников» размещена в разделах
- Бисер, бисероплетение
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Мода на украшения, игрушки, сувениры из бисера стремительно растёт. В связи с этим актуальным становится организация кружков по бисероплетению в рамках дополнительного образования.
Авторская программа «Разноцветная бусинка», являясь прикладной, носит практико – ориентировочный характер и направлена на овладение старшими дошкольниками основных приёмов бисероплетения, даёт возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир.
Актуальность программы по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.
Программа построена так, чтобы дать старшему дошкольнику представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. У дошкольников развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно – прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус формируют культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала). У старших дошкольников ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию «я хочу это сделать сам». Для заинтересованности старших дошкольников в работе используют разработку эскиза и схемы изделия самим ребенком.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, презентации фотовыставок этапов изготовления поделок.
Взаимодействие с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но самым трудным в организации работы по бисероплетению. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности с которыми он сталкивается, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. В начале учебного года с родителями происходит подробное обсуждение программы, материально - технических условий ее реализации. При организации образовательного процесса учитываются условия жизни, интересы, увлечения ребенка. Основное условие продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно - доверительные и искренние отношения. Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного периода в форме :
• индивидуальных консультаций;
• индивидуальных бесед;
• проведение совместных мероприятий;
• совместные посещения выставок.
Педагогом в группе организуются родительские мастер-классы для родителей 2 раза в год.
Проводя мастер-класс для родителей, педагог ставит перед собой следующие цели:
1. коррекция детско-родительских отношений в коллективной творческой деятельности;
2. создание условий для успешной социализации детей через трудовое и нравственно-эстетическое воспитание при обучении технологии бисероплетения;
3. обучение родителей основам технологии бисероплетения для успешной самостоятельной работы с детьми в домашних условиях.
В ходе проведения мероприятий используются следующие формы работы :
1. беседа с родителями «Что дает бисер?», из которой родители узнают о необходимости занятий бисероплетением для развития мелкой моторики рук, общей и мелкой координации движений, содействия речевой активности и расширения словарного запаса ребенка;
2. показ презентационного материала по теме «Бисероплетение» – родители видят все техники плетения, которые осваивают дети на занятиях;
3. мастер-класс «Плетем из бисера» – родители имели уникальную возможность самостоятельно опробовать простейшую технику «Параллельное плетение»;
4. раздаточный материал «Работаем с ребенком дома» – буклеты с советами для родителей и схемами плетения простых изделий.
После беседы для родителей о том, что движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, какую пользу детям дают занятия с бисером, мы получили полное одобрение и поддержку со стороны родителей в оснащении необходимыми материалами и оказание помощи в создании развивающей среды. В группе выделили и оформили уголок "Бусинка", где расположили материал, инструменты для бисероплетения. Вместе с родителями собрали мини-библиотеку по бисероплетению.
Цель программы:
1. создать условия для творческого развития личности старшего дошкольника, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства;
2. раскрыть перед детьми социальную роль изобразительного, декоративно – прикладного и народного искусства;
3. формировать художественную культуру старших дошкольников как часть культуры духовной, приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
4. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство и установление доверительных и партнерских взаимоотношений с родителями как условие для создания благоприятного микроклимата при взаимодействии с родителями.
Задачи программы
Образовательные:
1. углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;
2. формирование знаний по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения.
Воспитательные:
3. привитие интереса к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества;
4. привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
5. воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие :
6. развитие образного мышления, моторных навыков, внимания, фантазии, творческих способностей;
7. формирование эстетического художественного вкуса.
Программа способствует:
1. повышению внутренней мотивации ребенка;
2. появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бус, бисер, рубки;
3. возникает желание добиться планируемого результата;
4. развитию мелкой моторики, развитию тонких и точных движений пальцев рук.
Срок реализации программы: два года обучения
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)
Более подробно с программой можно ознакомиться на сайте ds386samara.narod2.ru