Дарья Колесник
Консультация «Биоэнергопластика»
▼ Скачать + Заказать документы
Колесник Дарья Андреевна учитель-логопед МАДОУ №18 г. Балаково
Биоэнергопластика
Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе дошкольного образования. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае, эффективным средством коррекции звукопроизношения у дошкольников служит биоэнергопластика, как один из методов здоровьесберегающих технологий.
Темочки:
Звуки речи образуются в результате сложных движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует определённый артикуляционный уклад. Даже незначительные отклонения от нормы в расположении органов артикуляции приводят к дефектному произношению звуков речи. Поэтому очень важно формировать необходимые артикуляционные уклады и развивать различные мышцы речевого аппарата. С этой целью в своей работе учителя–логопеды с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции.
По мнению И. В. Курис, термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционно-развивающей работы учителей–логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Поэтому данный метод будет эффективен также на этапе автоматизации звуков в слогах. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение или на каждый слог. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Суть его в том, что артикуляторные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной речевой активности. На начальном этапе учитель-логопед, демонстрируя артикуляционное упражнение (на первом занятии проводятся 2-3 артикуляторных упражнения) сочетает его с движением кисти одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает внимание детей к одновременности выполнения артикуляционных движений с движениями кисти рук. На последующих занятиях постепенно подключается кисть второй руки. Особое внимание необходимо обращать на четкость выполнения каждого движения. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Преимущества использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки :
• Оптимизирует психологическую базу речи.
• Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
• Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
• Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.
• Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Предлагаемый метод может быть использован педагогами как общеразвивающих образовательных учреждений, так и коррекционной (компенсирующей) направленности.